2. Средства, предполагающие полезную практическую деятельность (по накоплению опыта). В эту группу вошли средства, способствующие, с одной стороны, дальнейшему совершенствованию чувственных анализаторов, с другой стороны – приобщению детей к практической деятельности, например, решетка для застегивания пуговиц, рамки—вкладыши, лестницы и т. д.
М. Монтессори определила условия использования дидактических материалов.
1. Дидактические средства (материалы) должны осваиваться в свободном манипулировании.
2. Задача педагогики состоит в стимулировании интереса детей к этим манипуляциям.
3. Дидактические материалы представляют выстроенную систему и даются в строго определенной последовательности.
4. Манипуляции производятся детьми столько, сколько им будет угодно.
Интересные и ценные в отдельности, эти упражнения применялись очень педантично и излишне детализированно, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей. Свою систему дошкольного воспитания изложила в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики".
Ее прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
-наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями - предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность);
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори: строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения; детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей; исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям; считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
М. Монтессори не разделяла положительных мнений других педагогов о развивающих возможностях игровой деятельности, поэтому в ее технологиях не содержится рекомендаций по ней. Она справедливо считала, что развитая сенсорная система является основой для интеллектуального и общего развития. Кроме того, М. Монтессори утверждала, что соблюдение условий манипулирования дидактическими средствами приводит к развитию и совершенствованию у детей произвольного внимания, сосредоточенности и самодисциплины. Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных ею дидактических средств. Концепция Монтессори не является застывшей. Она все время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни.
Эстетическое воспитание дошкольников
аппликация эстетическое воспитание дошкольник Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, ск ...
Формирующий эксперимент
На втором этапе эксперимента – формирующем – уточнялась гипотеза исследования, рассматривались основные положения курса геометрии в рамках компьютерного обучений; были разработаны входной и выходной контроли для определения уровня знаний, умений и навыков в начале и конце изучаемых тем с целью оценки степени усвоения знаний в процессе об ...