Педагогическая теория М. Монтессори

Структура образования » Дошкольная педагогика » Педагогическая теория М. Монтессори

Страница 3

4. Понятие о возрасте. Возрастная периодизация. Особенности развития на ранних возрастных этапах

Возраст - период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими границами. Каждый возраст характеризуется специфическими для него закономерностями формирования организма и личности, включая особенности строения и функционирования различных органов и систем организма, а также познавательных и эмоциональных качеств, типов и мотивов поведения.

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогической школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В практике педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов: младенческий возраст – 0-1 год, ранний возраст - 1-2 года, дошкольный возраст - 3—б лет, младший школьным возраст – 7-10 лет, средний школьный подростковый возраст – 11-14 лет, старший школьный возраст, или ранняя юность – 15-18 лет. Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева, которая основана на смене ведущего типа деятельности:

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап: В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Предмет, объект, гипотеза и задачи исследования
Цель исследования: создать оптимальные условия формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста через занятия. Объект исследования : процесс формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у ...

История кукольного театра
Как часто в жизни мы произносим слова — "кукла", "ширма", "марионетка", как в суждениях о людях употребляем выражения "дергать за ниточку", "бездушная кукла", "куколка досужая", или даже бранно-сердито — "чертова кукла". В строгих газетных статьях читаем: "марионе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru