В экспериментальном исследовании была поставлена цель - изучить уровень нравственного развития современных подростков.
В соответствии с этим мы предположили, что у некоторых детей младшего подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.
Для подтверждения нашей гипотезы возникла необходимость проведения экспериментального исследования по изучению нравственного развития детей подросткового возраста.
Исходя из цели, гипотезы и поставленных задач, а также данных, полученных в результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы мы посчитали правильным в своей работе провести исследование нравственной сферы на основе комплексной методики «Изучение осознания нравственных норм у детей 3-15 лет».
Еще одним методом обследования особенностей нравственного развития детей младшего подросткового возраста, стало проведение методики Гильбуха – Опросник «Мой класс». Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
Описание методик представлено в приложении.
Проводимое нами исследование базировалось на гуманном и индивидуальном подходе к детям, учитывая личностные особенности каждого испытуемого в отдельности. При проведении экспериментальной части по изучению нравственного развития детей подросткового возраста мы создали для участников эксперимента максимально комфортные и удобные условия для работы.
При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:
1.Знакомство со спецификой работы школы, выявление специфических особенностей работы;
2.Знакомство с работниками школы: педагогами, администрацией;
3.Использование специальных психологических методик исследования участников эксперимента и интерпретация полученных данных;
4.Проведение формирующего эксперимента и экспериментальная проверка эффективности подобранной программы по формированию нравственных качеств подростков;
4.Оформление заключительных выводов.
Диагностика проводилась с подростками 14-15 лет в общеобразовательной школе г. Волгограда в два этапа: первичная (апрель 2009) и повторная (май 2009). Экспериментальную группу составили 10 детей подросткового возраста (6 мальчиков и 4 девочки).
Первым этапом нашего эксперимента стало проведение комплексной методики, описанной ранее. При оценке ответов подростков мы использовали следующие параметры и соответствующую шкалу: при выполнении задания 1 на материале стихотворений: 1 балл - способ поведения соответствует социально одобряемому образцу; 0 баллов - способ поведения не соответствует социально одобряемому образцу.
Также мы сочли необходимым учесть характер ответов ребенка: их полноту, развернутость, логичность последовательность (+1 балл - объяснительная речь полная, развернутая и последовательная; +0,5 балла – ответы недостаточно полные или не совсем последовательные; 0 баллов – ребенок затрудняется в объяснении ситуаций и поступков).
При выполнении задания 2:
Если подросток руководствуется:
А) мотивами избегания неудач, мотивом выполнения норм под контролем взрослых, мотивом удовлетворения личных желаний и потребностей, то ответ оценивается в 0 баллов;
Б)мотивами помощи, сопереживания другим; внутренней необходимости соблюдения моральных норм – ответ оценивается в 1 балл;
В) желанием найти компромиссное решение ситуации – 0, 5 балла.
2. Использование в речи норм поведения, называние нравственных качеств (1/0 баллов).
Таблица №1. Оценка результатов
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Общий итог | ||||
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
0-0,5 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0-1,0 |
Низк. |
1-1,5 |
Сред. |
1-2 |
Сред. |
- |
- |
1,5-4,0 |
Сред. |
2 |
Выс. |
3 |
Выс. |
1 |
Выс. |
4,5-6 |
Выс. |
Важность переноса знаний
Опасность появления негативного переноса знаний обусловливает необходимость использования с самого начала правильных методов обучения новых работников, так как от приобретенного обучаемым негативного опыта обучения впоследствии весьма трудно избавиться. Позитивный или негативный перенос знаний может иметь место при переходе работника с о ...
Географический кабинет в школе, его значение, оборудование и работы в нем
Школьный географический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом средств обучения, мебелью, ТСО, приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Опыт учителей, методистов показывает, что кабинетом географии может быть одна классная комната, а своеобразным филиалом его будут географичес ...