Исходя из результатов повторного обследования в экспериментальной группе заметна значительная динамика в развитии нравственного сознания. Мы заметили, что подростки стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы детям и отвечать на них школьникам было значительно легче, чем при первичном обследовании.
В исследуемой группе из 10 человек только у 1 участника исследования был выявлен низкий уровень осознания нравственных норм и у 9 детей уровень нравственного сознания был на среднем уровне.
При повторном проведении обследования по методике Гильбуха нами были получены результаты, занесенные в таблицу №5.
Таблица №5. Результаты повторного обследования нравственного развития экспериментальной группы подростков по методике Гильбуха
№ |
Имя |
Показатели по блокам / баллы | ||
Степень удовлетворенности |
Степень сплоченности |
Степень конфликтности | ||
1. |
Александр А. |
15 |
8 |
5 |
2. |
Юрий П. |
11 |
9 |
9 |
3. |
Ольга О. |
7 |
13 |
7 |
4. |
Сергей Д. |
9 |
13 |
9 |
5. |
Яна Л. |
12 |
8 |
11 |
6. |
Анатолий Р. |
7 |
12 |
5 |
7. |
Ирина К. |
12 |
9 |
11 |
8. |
Анастасия Д. |
7 |
7 |
11 |
9. |
Николай С. |
13 |
7 |
7 |
10. |
Антон Б. |
9 |
9 |
13 |
В экспериментальной группе после проведении коррекционной работы преобладает степень удовлетворенности – у 5 человек, степень сплоченности преобладает у 3 обследуемых школьников и степень конфликтности преобладает у 2 подростков. Анализируя данные повторной диагностики, мы видим, что в экспериментальной группе уровень развития нравственности у подростков гораздо выше, чем при первичной диагностике – у большинства обследуемых выявлен средний уровень нравственного развития. Мы можем отметить, что это значительный прогресс, учитывая, что у нас не было достаточно времени для проведения формирующей работы. В приложении 4 отражены полученные результаты в диаграммах.
Таким образом, нами было проведено повторное обследование уровня нравственного развития детей подросткового возраста. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения коррекционной работы по формированию нравственных представлений у подростков была выявлена в экспериментальной группе значительная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод об эффективности подобранной нами программы по формирования нравственного сознания у подростков. Следовательно, подводя итоги всего исследования, мы можем сказать, что поставленные в исследовании задачи были выполнены и первоначальная гипотеза доказана.
Нравственные качества как психологические образования в структуре личности подростка являются результатом воспитания как специально организованного педагогического процесса. Психолого-педагогические основы его организации базируются на тех научных положениях и идеях, которые позволяют осмыслить сущность нравственных качеств, раскрыть их психологическую структуру, а также особенности и механизмы формирования. Знание и готовность действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств составляет понятие нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.
Театральная деятельность как педагогический
инструмент
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Н.Э. Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогической деятельности: - вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, вз ...
Сущность, структура и виды учебной мотивации
Сегодня в практике обучения вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Важность решения этого вопроса определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Рассмотрим как в педагогической психологии описываются сущность, структура и виды учебной мотивации. Сред ...