Чтобы подросток понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Наибольшие возможности для этого создаются в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми участниками. Особое место в жизнедеятельности ребенка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей.
Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
В нашей работе, на основании полученных теоретических данных, мы определили проблемы нравственного развития личности, выявили механизмы нравственного самовоспитания; рассмотрели направления развития теории и методики воспитания нравственных качеств у подростков.
После этого был организовано и проведено экспериментальное исследование проблемы нравственного развития подростков. Полученные результаты показали, что уровень нравственного развития подростков недостаточно высок, на основании чего были подобраны методы формирования нравственных качеств у детей подросткового возраста Для выявления эффективности подобранной программы мы провели контрольное обследование уровня нравственного развития подростков школьников, в результате которого была выявлена положительная динамика в уровне нравственного развития. Таким образом, нами были выполнены поставленные в начале исследования и достигнута первоначальная цель.
Перспективы дальнейшего обращения к проблеме формирования начал нравственного сознания подростков могут быть представлены рядом возможных направлений: уточнение возрастных и индивидуальных особенностей развития начал нравственного сознания подростков; пересмотр возрастных возможностей освоения современными школьниками нравственных представлений, понятий и др.; изучение интеграции, дифференциации и преемственности содержания формирования начал нравственного сознания дошкольников и школьников; обновление содержания социально-нравственного воспитания школьников и разработка стандарта школьного образования как результата осмысления обществом необходимости выработки национальной нравственной идеи, а также единых, общечеловеческих взглядов на проблему добра и зла и др.
В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться. Полученные в ходе эксперимента результаты стали подтверждением данного предположения.
Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского
языка
Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осло ...
Приемы и методы реализации задач
культурологического образования на уроке русского языка
Методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов, Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» в н ...