Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой.
Поэтому очень важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, на котором эти взаимоотношения учащихся с природной средой систематизируются и обобщаются.
Мысль о взаимовлиянии природы и человека, о необходимости учитывать эту связь при организации воспитательного процесса можно проследить и в результате анализа наследия педагогической мысли конца XIX - начала XX веков.
Говоря об отражении в педагогических учениях идеи о взаимосвязи природной среды и человеческой личности, нельзя обойти вниманием деятельность и творчество К.Н. Вентцеля.
Он дал этим теориям педагогическое обоснование. К.Н. Вентцель считал, что на первое место в общественной жизни должен выдвинуться культ свободной, творческой личности. В связи с этим, особая роль отводится воспитанию, так как ребёнок, в его понимании - "нежный росток", из которого при заботливом уходе и внимании вырастет самоценная, не допускающая насилия и жестокости личность. Осознание воспитанником неразрывного единства своей связи с окружающей средой (природной и социальной), - такова, по Вентцелю, задача воспитания.
Свои взгляды К.Н. Вентцель пытался реализовать на практике, организовав в 1906 году "Дом свободного ребёнка" в Москве. Целью воспитания и обучения в этой свободной школе было разностороннее развитие детей в процессе активного соприкосновения с жизнью, природой, людьми. Различные виды трудовой деятельности, в которые включались воспитанники, постоянное общение их с природой пробуждали, по мнению К.Н. Вентцеля, потребность освобождения их творческих сил. Свой педагогический идеал он утверждал в личности, которая ни при каких условиях не станет орудием разрушения, страданий и гибели окружающего мира.
Во многом актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности являются педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включён в окружающий мир, неразрывно связан с ним. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба его народа, всего человечества. Любая деятельность обречена на заблуждения и ошибки, если она не соотносится с этическим смыслом. Поэтому значительная часть технических изобретений обращается во вред живому.
В связи с этим Л.Н. Толстой проявлял постоянный интерес к душевной жизни человека и особенно растущей, развивающейся личности ребёнка. Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.Н. Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить себе цель и смысл всего окружающего мира и назначение в нём человека. В логике своих поисков духовного совершенствования личности ребёнка он обратился к впечатлениям, полученным от общения с природой.
Красота природы, считал он, позволяет проявиться нравственной красоте, присущей детской душе, и воспитатель должен постоянно содействовать этому процессу. Педагог настаивал на необходимости развития таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие и милосердие, доказывал, что нравственные вопросы и сомнения присущи природе каждого ребёнка. Уделять внимание этим вопросам - значит следовать стремлениям детской души.
Построение
курса химии, ориентированного на систему понятий о химической реакции
Курс химии, ориентированный на формирование и развитие системы понятий о химической реакции, совершенно непохож на описанные выше. Например, курс для колледжей, разработанный в США коллективом авторов во главе с Ж. С. Пименталем под редакцией Г. Т. Сиборга [13]. В нем после вводных глав, связанных с описанием общего подхода к научным исс ...
Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и
уровни педагогического творчества
Как уже было сказано выше, педагогическое творчество – это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность – не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к в ...