В.П. Боголепов указывал на важность врачебно - педагогических исследований, данные которых позволили бы людям избегать "неожиданностей, стоящих нам жизни или здоровья", а педагогам давали бы материал, позволяющий воспитывать у учащихся "любовь к животно-растительной культуре, столь насущной в нашей земледельческой стране".
Современные исследователи понимают готовность к безопасной экологической деятельности как качество, определяемое психологической установкой к совершению поступка, то есть внутренним состоянием, которое обусловливает восприятие человеком дальнейшей ситуации. В этом отношении.
Мысль Г.Д. Рукавишникова о воспитании "нравственного инстинкта", закладывающегося в процессе взаимодействия с природой. Выработка такого "инстинкта" побуждает ребёнка поступать согласно нравственным требованиям. Педагог отметил, что друзья природы, люди с высокоразвитым нравственным инстинктом, оказываются врагами всякого насилия.
Под влиянием упомянутых педагогических воззрений, на рубеже XIX - XX вв. вышли в свет новые учебные пособия, предназначенные для изучения школьниками природы родного края, а также нацеливающие их на бережное отношение к ней: А.Я. Герда "Мир Божий", Н.А. Корфа "Наш друг", С.А. Порецкого "На воле и дома", М.А. Князевой "Природа".
Таким образом, является очевидным, что на протяжении XIX - XX вв. в отечественной школе стал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой при воспитании бережного отношения к ней.
Человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания.
Именно такой подход стал определяющим в современном экологическом образовании. Вот почему данное философско-педагогическое наследие является определяющим для воспитания экологически безопасной личности младшего школьника, для воспитания у него бережного отношения к природе.
Осуществляя работу по экологическому образованию школьников, необходимо ставить следующие задачи:
ü Формировать основы экологической культуры через понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы.
ü Научить учащихся строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
ü Развивать эмоциональную отзывчивость.
ü Воспитывать действенное отношение к окружающей природе, умение беречь её и охранять.
Успешному решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы работы.
В частности, широко используют уроки - путешествия, уроки - игры, экскурсии, этические беседы, обобщающие уроки, уроки - конференции, которые позволяют раскрыть мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого, дать элементарные сведения о неживой природе и живой природе, развить познавательные интересы.
При применении этих форм используют различные приёмы: инсценировка, чтение стихотворений, сказок, викторина, кроссворд, ребус, загадки, что способствует пробуждению интереса к живому, восприятию гармонии и красоты природы.
Остановимся на значимости некоторых форм, методов и приёмов работы и их содержании.
Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном
процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологич ...
Основные подходы к организации оздоровительной
работы в начальной школе
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. На сегодня каждый пятый школьник и ...