Актуальность исследования обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении почв, недр земли, океанов, рек и озёр, подземных вод, гибели растительности и животных, разрушении озонового слоя, химическом отравлении атмосферы, климатических изменениях, глобальном потеплении климата и многом другом.
Глобальное техногенное изменение природы разрушает здоровье человека вне зависимости от границ, политического строя или уровня развития той или иной страны. Состояние здоровья и сокращение продолжительности жизни в России и других странах позволяет ряду исследователей говорить о распространи на этих территориях экоцида.
Не является исключением в этом положении Москва. В энциклопедическом пособии "Экология Подмосковья" приводятся данные, что в регионе, где проживает 16 млн. человек на площади 46 тыс. кв.км., его реки, озёра, биосфера, атмосфера и почвы испытывают колоссальное антропогенное воздействие.
Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения и загрязнения, а животный и растительный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность, а этому способствуют экологические тропы.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и ползнания во время движения по маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и любви”.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и сильные.
Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания развивали Н.К. Крупская, И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и многие другие педагоги.
В связи с этим целью нашего исследования является: Разработка ландшафта школьного участка с экологической тропой с целью экологического образования школьников.
Объект исследования - ландшафтный дизайн.
Предмет исследования - школьный участок с экологической тропой в г. Москве.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление специфики работы учителя по воспитания бережного отношения к природе у школьников.
3. Рассмотреть структуру экологических троп.
4. Разработать ландшафт экологической тропы на школьном участке.
В исследованиях использовались методы: анализ научной литературы, анализ ландшафтных работ детей, беседы, включённое и опосредованное наблюдения, эксперимент.
Практическое значение работы заключается в направленности его результатов на совершенствование работы учебных учреждений по экологическому образованию и обустройству школьных участков.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований в разработке ландшафтов, в частности для развития теоретических представлений об особенностях экологического образования школьников.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия основной части отображают ее содержание.
Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию
речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...
Методы социальной педагогики
Познакомившись с особенностями этой социальной педагогики, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии. ...