С целью формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде применяют экологическую тропу.
Экологическая тропа - это разновидность "учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы.
Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Экологическая позволяет организовать с детьми интересную работу, расширяет кругозор учащихся, развивает, воспитывает их, способствует изменению отношения ребят к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам и действиям других людей.
Экологические тропы - это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе.
Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов.
Основные посетители тропы - организованные учебные группы от младших школьников до педагогов.
Цели экологических троп:
ü расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
ü научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
ü способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи:
ü экологическое обучение и воспитание;
ü отдых посетителей;
ü сохранение природы в прилегающей зоне.
Рассмотрим основные требования к выбору маршрута тропы:
1. Привлекательность:
ü красота ландшафта - это его интуитивно ощущаемая полезность;
ü каждая тропа должна быть непохожа на другие;
ü тропа не должна быть монотонной;
2. Доступность:
ü необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
ü трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность:
ü способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование.
При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых (примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует оборудованный маршрут длиной около 2 километров.
Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов, воспитателей и студентов. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов более полный; продолжительность маршрута около 2 часов.
Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе.
Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового многообразия природы прямо отвечает требованиям учебных программ по биологии.
Аппликация как средство эстетического воспитания
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст ...
Методика изучения квадратного трехчлена в основной общеобразовательной
школе
Мы рассматривали методику изучения квадратного трехчлена в основной общеобразовательной школе по двум учебным пособиям: 1) учебник под редакцией Ю. Н. Макарычева, 2) учебник под редакцией А. Г. Мордковича, где выяснили, что разные авторы, по-разному предлагают изучение данной темы. Я считаю целесообразно показать в своей выпускной квалиф ...