Восприятие художественных произведений побуждает дошкольников к принятию героя произведения и сопереживанию ему, а создание детьми художественного продукта стимулирует к внесению каждым участником этого процесса своей доли в этот процесс, к использованию эталонов толерантного отношения между людьми, продемонстрированных дошкольниками в искусстве, и перенесением такого отношения в повседневную жизнь детей. Показателями сформированности толерантного отношения у старших дошкольников, выявленными на основе сущностных характеристик понятия "толерантность" и на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, являются: единство с другими как принятие сверстника, равноправие между детьми — восприятие сверстника как самого себя и положительное оценивание его действия, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику как выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.
Работа по формированию толерантности у детей отличается от любой другой коррекционно-развивающей работы тем, что ее успешность в большей степени зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок (в широком и узком смыслах). Личность авторитетного взрослого, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Кроме того, "нетолерантные" взрослые не способны воспитать толерантную личность. Поэтому, требования, предъявляемые к подрастающему поколению каждый взрослый должен предъявлять к себе. Ведь именно педагоги и родители являются ближайшим социальным взрослым окружением детей, которое оказывает на них непосредственное влияние.
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в воспитанниках, конечно, начинает с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, эго - и этноноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике.[1 c.21]
Много факторов (см. приложение 3) влияет на воспитание толерантной личности. Рассмотрим некоторые из них:
Диалог
Толерантность как условие равнопартнерских отношений дошкольников рассматривается Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, Г. Голдаевой. Эти авторы анализируют толерантность в связи с диалоговыми формами общения детей, в ходе которых формируется способность признавать различные точки зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение. Г. Голдаева выявляет возможности конструктивного диалога в принятии и понимании детьми дошкольного возраста друг друга.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение "видеть" свою индивидуальность, умение адекватно "принимать" (оценивать) свою личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание "Познай себя!", которое может трактоваться как "узри себя в других" (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.[29]
Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников
Современное внеклассное чтение — это обязательный раздел программы русского языка, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с I класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы: и вооружение учащихся суммой определенных знаний, умен ...
Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на
основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его
здоровье»
При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» происходило подробное осмысление строения и функционирования организма человека, влияния различных внешне средовых и внутренних факторов на течение физиологических процессов. В ходе освоения санитарно-гигиенического материала данного раздела у учащихся формировались интересы, направл ...