Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Структура образования » Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста » Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Восприятие художественных произведений побуждает дошкольников к принятию героя произведения и сопереживанию ему, а создание детьми художественного продукта стимулирует к внесению каждым участником этого процесса своей доли в этот процесс, к использованию эталонов толерантного отношения между людьми, продемонстрированных дошкольниками в искусстве, и перенесением такого отношения в повседневную жизнь детей. Показателями сформированности толерантного отношения у старших дошкольников, выявленными на основе сущностных характеристик понятия "толерантность" и на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, являются: единство с другими как принятие сверстника, равноправие между детьми — восприятие сверстника как самого себя и положительное оценивание его действия, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику как выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.

Работа по формированию толерантности у детей отличается от любой другой коррекционно-развивающей работы тем, что ее успешность в большей степени зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок (в широком и узком смыслах). Личность авторитетного взрослого, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Кроме того, "нетолерантные" взрослые не способны воспитать толерантную личность. Поэтому, требования, предъявляемые к подрастающему поколению каждый взрослый должен предъявлять к себе. Ведь именно педагоги и родители являются ближайшим социальным взрослым окружением детей, которое оказывает на них непосредственное влияние.

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в воспитанниках, конечно, начинает с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, эго - и этноноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике.[1 c.21]

Много факторов (см. приложение 3) влияет на воспитание толерантной личности. Рассмотрим некоторые из них:

Диалог

Толерантность как условие равнопартнерских отношений дошкольников рассматривается Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, Г. Голдаевой. Эти авторы анализируют толерантность в связи с диалоговыми формами общения детей, в ходе которых формируется способность признавать различные точки зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение. Г. Голдаева выявляет возможности конструктивного диалога в принятии и понимании детьми дошкольного возраста друг друга.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение "видеть" свою индивидуальность, умение адекватно "принимать" (оценивать) свою личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание "Познай себя!", которое может трактоваться как "узри себя в других" (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.[29]

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация утреннего приема детей в детском саду в разных возрастных группах
Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема. Данные мед ...

Графика и ее выразительные возможности
Основными изобразительными средствами рисовальной графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости, одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Она может быть са ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru