Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы.
Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема.
Данные медицинские науки свидетельствуют, что длительное пребывание ребенка в угнетенном, подавленном состоянии отрицательно влияет на состояние сердечнососудистой и нервной систем.
Не менее красноречивые данные приводятся в исследовании И. А Шишковой, выполненном на базе московских детских садов: патологические отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. На седьмом году жизни в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% (патология) и 38% (функциональные нарушения). Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные - у каждого третьего, здоровыми же в собственном смысле слова можно считать менее половины детей.
Очевидно, что рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого, по мнению специалистов. надо :
- изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми;
- удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
Кроме того, специалисты отмечают, дети с нарушениями центральной нервной системы чаще встречаются а семьях с недостаточно развитыми эмоциональными отношениями. В таких семьях матери меньше доверительно беседуют с детьми, но больше их обучают, контролируют, дают много указаний, менее ласковы, редко поощряют и хвалят.
С аналогичными формами общения ребенок сталкивается и в детском саду. Воспитатели, в силу необходимости буквально "пропитанные" педагогическими принципами, обучают и наставляют, объясняют, глубоко упрятав в себе щадящее, материнское отношение к детям. Боязнь избаловать ребенка, нарушить субординацию очень часто приводит к эмоциональному отчуждению детей от педагога. Но психиатры считают, что, если мы хотим, чтобы дети росли здоровыми, свободными, жизнерадостными и самостоятельными, надо хотя бы иногда не бояться вести себя с ними "непедагогично".
Очевидно, что для этого не подходят ныне существующие формы организации жизни детей, связанные с их "пребыванием" в детском саду. Ребенок должен не "пребывать", а жить там. Но как и что надо сделать?
На основе педагогического эксперимента мы пришли у выводу, что для решения этой сложной и многоплановой задачи отдельные мероприятия не подходят. Нужна система работы, в результате которой в жизни детей наряду с обучением появятся традиции, позволяющие ребенку избавятся от накопившегося напряжения, успокаиваться, дающие ему возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций.
Специальные изучение показало, что приятные воспоминания о дошкольном учреждении у детей, как правило, связаны с теми минутами, которые они провели всей группой за каким-то общим интересным делом или за доверительной беседой с воспитателем.
Благоприятный психологический климат немыслим без дружеского. доверительного общения детей друг с другом, с воспитателями и помощником воспитателя, в лице которых ребенок всегда надеется встретить поддержку, понимание. сочувствие. Вместе с тем настораживает тот факт, что большинство детей шестого года жизни не знают, как к ним относится воспитатель.
Однако пассивно ждать, что добрые отношения установятся сами собой, было бы по меньшей мере наивно. Детям для сближения помимо желания требуются труд души, готовность понять другого.
Социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Школа находится на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты. Это ...
Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном
возрасте
Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны. Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как показали исследования А. Н. Гвозде ...