В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. В наше конфликтное время одной из актуальной проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание толерантности по отношению к другим. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
Сегодня данной проблемой озабочено все мировое сообщество, что нашло отражение в содержании ряда нормативно-правовых документов таких как Декларация прав человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка. В "Концепции модернизации российского образования" на период до 2010 года от 11 февраля 2002 в главе 1.1. "Российское образование и тенденции мирового развития" сказано: "…особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности". Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области определяет минимум содержательной линии "Социально личностное развитие": ребенок должен знать и понимать "основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Правила этикета. Образцы поведения сказочных и мифологических персонажей. Определять причины нарушения основных норм и правил, регулирующих познавательную, коммуникативную, трудовую и игровую деятельность детей дошкольного возраста. Основные способы самоорганизации при осуществлении любой деятельности. Правила уважительного отношения к людям независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, материального положения и профессиональной деятельности. Правила общения при осуществлении совместной деятельности со взрослыми и сверстниками."
Актуализируя проблему воспитания толерантности, современная система дошкольного образования предъявляет серьезные требования к профессионализму воспитателя детского сада. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими.
"Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога. Дело осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает" (Вульфов). Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. А это значит, что главным недостатком обучения, развития и воспитания является некомпетентность педагогов в данной проблеме, поэтому есть необходимость в исследованиях проблемы толерантности и выработке способов решения. Проблема толерантности далеко не новая, но, что касается ее разработанности в сфере дошкольного образования – изучена в малой степени, так как, исследователи рассматривают эту проблему либо в общем смысле, либо начиная с младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс формирования толерантных качеств личности. Предмет исследования – интегрированные занятия, способствующие формированию толерантных качеств.
Цель работы: выявить и спроектировать педагогические условия формирования толерантных качеств детей старшей группы на основе интегрированных занятий.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблемам толерантности и интеграции содержания дошкольного образования;
- выявить методические аспекты проведения интегрированных занятий, их содержание и видов деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- определить основные критерии уровня развития толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста;
- спроектировать цикл интегрированных занятий способствующих развитию толерантных качеств.
Гипотеза исследования: если интегрированные занятия в старшей группе детского сада спроектировать на основе
- учета принципов формирования толерантных качеств в дошкольном возрасте;
- специального отбора художественной литературы;
- интеграция, как содержания, так и видов деятельности детей;
- учета уровня развития толерантных качеств в конкретной группу детского сада, то при их реализации возможно формирование толерантных качеств личности.
Методологическим обоснованием работы являются теории исследователей:
Бобиновой С. – о приемах воспитания толерантности
Сажиной С.Л. – об интеграции содержания дошкольного образования
Эмпирические методы:
· метод наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности
· метод сравнения полученных результатов в ходе наблюдений
Теоретический метод:
· метод фактического анализа понятий толерантность и интеграция
Методы социальной педагогики
Познакомившись с особенностями этой социальной педагогики, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии. ...
Особенности обучения медсестёр на рабочем месте в условиях
лечебно-профилактического учреждения
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров. Основные направления развития сестринского дела - рациональное использование сестринского ...