Интеграция имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века. Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д.Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого. Я.А.Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором "Все – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое".[26]
Рассмотрим подходы к понятию интеграция для определения преимущества интегрированных занятий в ДОУ.
Понятие об интеграции разработано в сфере фундаментальных наук, и широко используется и в педагогике. В Новом энциклопедическом словаре находим, что термин "интеграция" произошел от латинского integratio - "восстановление", "восполнение", от integer - "целый".
Интеграция - процесс координирования и объединения несоизмеримых частей в целое. Там же можно найти, что интегрировать это значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.[19,c.41]
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования – подвижная игра);
комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру "Пожарные на учении". При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой;
интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как "настроение" через произведения музыки, литературы, живописи) . [7,c.34]
Интеграция - (лат. - восстановление, восполнение) 1- объединение в целое каких - либо однородных частей; 2 - процесс взаимного приспособления и объединения.
По мнению Вишняковой Н.А. интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Интегрированное образование обеспечит единство образовательного процесса, позволит выработать единство требований к оценке деятельности детей. Самая серьезная трудность при организации интегрированного занятия является отбор форм контроля и оценки деятельности детей. Педагог должен оценить каждого ребенка по его возможностям индивидуальным и социальным. Выявление этих особенностей требует долгой, поэтапной работы, а главное, серьезного анализа полученных результатов.
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности, вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
· социальные, в том числе нравственно-этические;
· эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
· логико-математические;
· естественно-научные.
Интегрированные занятия способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку; углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. [19,c.45] В ходе таких занятий дети реализуют свои творческие способности, развивают коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом [41]. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными ноз ...
Элективные курсы в профильной
и предпрофильной подготовке учащихся
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых — создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками инди ...