Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству воспитанника и вместе с тем обнаружить собственное достоинство, - вот характерные черты толерантной личности.[9,c.26]
Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать, не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: "Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои, подвергаются размыванию временем… Точно так же, мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением".
Некоторые психологи (например, В.А. Петрицкий) склонны выделять следующие функции толерантности:
§ коммуникативную, она помогает понять партнера по совместной деятельности и дать верную оценку его способностям;
§ синдикативную, она выражается в умении сплачивать коллектив;
§ трансляционную, необходимую для любого вида деятельности;
§ адаптативную, выраженную в способности адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию;
§ активную, позволяющую менять точку зрения партнера без насилия и принуждения со стороны. [24,c.24]
Чтобы воспитать толерантную личность необходимо знать подходы воспитания толерантности:
1. личностно-ориентированный
· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я концепцию" партнера;
· индивидуальный подход.,
2. деятельностный
· опора на активность, сознательность и самостоятельность;
· ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
· обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.[30]
Данные подходы обеспечат полноценное воспитание ребенка.
Гуманистическая педагогика и психология выделяют определенные принципы воспитания толерантной личности:
- принцип целенаправленности: воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа:
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей: воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д.;
- принцип связи воспитания толерантности с жизнью: воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом;[29]
Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и
уровни педагогического творчества
Как уже было сказано выше, педагогическое творчество – это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность – не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к в ...
Роль Internet в современной системе образования
Роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью России. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственно ...