- Освоение рабочей терминологии актерского искусства.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль работы над художественным чтением.
На данном этапе следует закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей. Полезно второй раз сходить на уже знакомый спектакль, дать детям возможность заметить все различное и одинаковое. Здесь же можно использовать этюды на «вежливого», хорошего зрителя и на зрителя плохого. Вся этюдная работа позволяет вводить эстетический критерий оценки их, когда «плохое» поведение сыграно, например хорошо, а «хорошее» – плохо. Так качество исполнения – «как» – начинает вычленяться из содержания этюда – «что» играет актер. Работа над любым этюдом может включить в себя распределение функций сочинителя, режиссера, актеров, художника.
Основными направлениями в работе на данном этапе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений, развивающих именно эти навыки:
- Домысливание предлагаемых обстоятельств;
- Рассказ о герое от его собственного лица;
- От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
- Придумывание событий до этюда и после него;
- Характеристика героя по его собственной речи и т.д.
Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.
Развитие театрального образования происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, жест, мимика, поза.
На выступлениях показываются инсценировки стихов, фольклорные праздники, «деревенские посиделки». Школьники участвуют в спектакле как в коллективном творчестве, используя рабочую терминологию актерского искусства.
5. Формирование представлений об образе героя в театре
Данный этап включает элементы:
- Элементы речевой выразительности;
- Образ героя. Характер и отбор действий;
- Театральное образование;
- Жест, мимика, движение, речь - слагаемые действия;
- Творческий отчет.
На данном этапе главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.
Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:
- Шумы по ремаркам;
- Монологи;
- Логика действия в диалоге;
- Обыгрывание элементов костюма;
- Логика поведения и костюм;
- Этюды по пьесе;
- Импровизация при заданных обстоятельствах.
На данном этапе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.
Формируются навыки творческой дисциплины: чувство «боли» за коллективный труд и осознание необходимости своего участия в нем; знание текста роли (не только своей, но и партнеров), готовность в любой момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его.
Особенности проведения соревнований по баскетболу в
общеобразовательных и высших учебных заведениях в РБ
Соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь проводятся в рамках республиканской школьной спартакиады. На первом этапе проводятся массовые соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях, которые организуются и проводятся руководством этих учреждений в соответствии с утверждаемыми ими поло ...
Разложение степенной функции в биноминальный ряд
п.1 Производная степенной функции Для начала найдём производные от некоторых простейших функций. Пусть . Имеем то есть, производная есть постоянная величина, равная 1. Это очевидно, ибо - линейная функция и скорость её изменения постоянна. Если , то Пусть , тогда легко заметить закономерность в выражениях производных от степенной функции ...