5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
С целью определения степени влияния театрализованной деятельности в процессе обучения на уровень развития застенчивости младшего школьника нами была организована и проведена экспериментальная работа. Она включала в себя три этапа.
На первом этапе с помощью диагностических методик определялся наличный уровень застенчивости в экспериментальной группе. На втором этапе апробировалась методика театрализованной деятельности в младшей школе А.П. Ершовой. На третьем этапе был проведен контрольный замер, позволивший определить успешность проделанной работы.
Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 30 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет. Группа была собрана из учащихся вторых классов, которые, по наблюдениям классных руководителей, отличаются излишней застенчивостью.
Констатирующее измерение застенчивости показало наличие невысокой самооценки у испытуемых, завышенный уровень тревожности, боязнь самовыражения. Кроме того беседа с педагогами и родителями испытуемых продемонстрировала наличие у испытуемых затруднений в процессе общения с другими людьми, невысоких результатов в учебной деятельности. Высокий уровень застенчивости был обнаружен у 50% испытуемых по первой методике и у 60% испытуемых по второй.
В исследовании использовалась методика А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе». Выбор именно этого методического инструмента обусловлен большим опытом апробации описанных в ней средств на практике, положительные отзывы педагогов, работающих в младшей школе.
Задачами методики являются: знакомство с основами театральной деятельности; развитие речевой активности младших школьников; развитие навыков коллективной деятельности, сотрудничества и партнерства; развитие базовых познавательных способностей: мышления, воображения, внимания, восприятия; гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание; развитие интеллекта; социализация младших школьников, расширение круга их социальной активности.
Нами была проведена серия занятий на основе данной методики, направленных на знакомство с театром и театральной деятельностью вообще, освоение средств выразительности, формирование представлений об образе героя в театре, знакомство с компонентами исполнительской деятельности. Основные задачи реализовывались с помощью игровой деятельности, импровизаций, театральных инсценировок и постановок, просмотров спектаклей.
Результаты контрольного измерения показали повышение уровня самооценки, снижение уровня тревожности и застенчивости. Высокий уровень застенчивости был выявлен у 30 % испытуемых по первой методике и у 35% испытуемых по второй методике.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного измерений доказывают целесообразность и эффективность использования театрализованных занятий как средства преодоления застенчивости у младших школьников.
Младший школьный возраст – крайне важный период в жизни человека. Это время включения в учебную деятельность, освоения теоретических знаний, бурного физического развития. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
Застенчивость негативно сказывается на развитии младших школьников. Застенчивость:
- создает социальные проблемы, трудности в общении, в установлении дружеских отношений со сверстниками;
- имеет негативные эмоциональные последствия – депрессия, изоляция, одиночество;
- создает трудности в выражении собственного мнения, оценки, чувств, в проявлении инициативы;
- ограничивает положительную оценку окружающими личных достижений застенчивых людей и их самооценку;
- способствует формированию неправильных оценок личности застенчивого человека, который может восприниматься как высокомерный, недружелюбный, скучный, слабый;
- создает трудности в мыслительной деятельности в присутствии других людей и наедине с самим собой;
- связана с проявлением неконтролируемого физического возбуждения, учащением сердечного ритма и дыхания.
По мнению психологов, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
Конспект мероприятия: умеем ли мы общаться
Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы поговорим об общении. Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета). В классе начался спор на повышенных тонах. ...
Степенная функция с комплексным показателем
Рассмотрим функцию: (9) где есть натуральное число, большее единицы. Функция, обратная этой, есть (10) Функция имеет производную, отличную от нуля во всякой конечной точке плоскости, кроме начала координат. Следовательно, во всякой такой точке сохраняются углы при отображении с помощью функции . Посмотрим, как ведёт себя наша функция в о ...