Очень часто на единственного ребенка возлагаются большие надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумки. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
Подростковый возраст – это трудный период начала полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я- концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода.
В этом возрастном периоде большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей. В этот период конфликты со взрослыми направлены на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, подростки считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.
Ценности – основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. У подростков ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.
Семья является важнейшим институтом социализации личности – это первый социальный опыт взаимодействия. Именно в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители передают накопленный поколениями опыт, знания. Умения, обогащают духовную жизнь ребенка, знакомят с природой и окружающей действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться. Добиваться поставленных целей. Если семья неполная, в силу разных причин, особенно когда они трагичны и экстремальны, это оказывает сильное влияние не только на психику ребенка, в том числе и на формирование структуры ценностных ориентаций, что может проявиться в изменении поведения и в поступках вплоть до различных форм асоциального поведения. Часто именно те потребности, которые не удовлетворяются, становятся актуальными целями, мечтами, ценностями.
Единственный ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него.
Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него есть ряд преимуществ по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей. Они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше обеспечить его. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Психологи советуют родителям в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для себя — нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок — совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении.
Итак, единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно - в силу возраста - относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки.
Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники - его семья.
А в однодетных семьях это почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Далеко не последняя причина подростковой инфантильности, воспитание единственного ребенка в семьях, когда гиперопека взрослых не дает ему нормально повзрослеть. И он, будучи эгоистом, уверен, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких обязанностей.
Содержание и методика логопедических занятий с дошкольниками
с общим недоразвитием речи
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются [52, с.16]: 1) развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что ...
Различные
подходы к отбору программного учебного материала по химии
Современное содержание школьного курса химии получило научное обоснование в работах крупнейших отечественных методистов: В. Н. Верховского, П. П. Лебедева, Ю. В. Ходакова, С. Г. Шаповаленко, Л. А. Цветкова, И. Н. Черткова, Е. Е. Минченкова, А. Д. Смирнова, Г. И. Шелинского, Н. Е. Кузнецовой, В. П. Гаркунова. Кроме того, свои методические ...