Методика организации и проведения игр-драматизации

Структура образования » Игра на уроках музыки в основной школе » Методика организации и проведения игр-драматизации

Страница 1

Рассмотрев драматизацию и в целом — как музыкальную деятельность младших школьников, и как совокупность составляющих ее действий, соотнесем этапы работы при драмтизации с этапами интегрированного урока музыки.

Этапы работы при драматизации музыкального произведения

Этапы интегрированного урока музыки

1. Первичный синтез: знакомство с музыкально-сценическим произведением; получение сведений о творчестве композитора

2. Анализ: характеристика музыкального содержания и средств музыкальной выразительности

3. Вторичный синтез: распределение и разучивание ролей; идентификация с музыкальным персонажем; инсценировка произведения; анализ исполнения

1. Изучение нового материала, формирование нового понятия

2. Актуализация знаний, умений и нави ков, форм и способов действия

3. Первичное и последующее закрепление материала, применение полученных знаний в музыкальной деятельности (драматизации песни, постановке оперы, импровизации)

При подготовке интегрированных уроков музыки важно помнить, что это — уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование его эстетических вкусов и потребностей. Урок музыки как целостная художественно-педагогическая форма должен иметь свои методические особенности, которые обеспечат ведущую роль эмоционального восприятия музыкального произведения, постижение нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков. Эти особенности обусловлены спецификой самого искусства и, прежде всего, искусства драматического.

Феномен театрального искусства — перевоплощение и его элементы — может возникать в условиях обычного урока и в минимальных дозах доступен каждому ученику. Поэтому включение в интегрированный урок музыки игры-драматизации позволяет не только ввести детей в мир большого искусства, но и организовать этот урок по законам театрального действия.

В интегрированном уроке-драматизации присутствуют все элементы сценического действия: экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка. Разрабатывая сценарий урока музыки, основанного на взаимодействии различных видов искусства — музыки, театра, живописи, литературы, необходимо учитывать, что между драматическим произведения ем и школьным уроком музыки существует не только сходство, но и различие. Во-первых, в драме идея произведения и его содержание раскрываются через элементы формы: сюжет, композицию и др. Особая роль отводится сюжету, так как через сюжет создаются конфликтные ситуации.

Правомерно говорить и о сюжете урока, однако в отличие от постановки музыкально-сценического произведения урок музыки включает не только само действие, но и содержит во то, что должен знать учащийся при изучении предмета — биографические сведения о композиторе, драматурге, данные по истории создания произведения. Кроме того, само произведение, предназначенное для инсценирования может включаться в урок не целиком, а фрагментарно.

Для того, чтобы урок представлял собой целостное художественно-педагогическое произведение, его нужно драматургически выстроить, разработать композицию и на ее основе - сценарий урока. Под композицией урока сл< дует понимать внешнее оформление в движении сюжетного содержания (первые действия учащихся в связи с возникновением замысла; реализация их замысла на различных этапах урока; окончательное завершение замысла).

Во-вторых, в отличие от драматического произведения в ходе урока музыки один и тот же ученик может оказаться не только активным участником музыкально-сценического действия, но и зрителем, слушателем, режиссером и т. п. Следовательно, организация музыкально-образовательного процесса в условиях драматизации будет создавать на только оптимальные условия для раскрытия многосторонних художественных способностей учащихся, но и способствовать гуманизации отношений педагога и учащихся.

При подготовке и проведении игр-драматизаций рекомендуется придерживаться трех этапов.

1. Подготовительный: знакомство учащихся с названием игры и условиями ее проведения, игровыми и дидактическими задачами, правилами, действиями, необходимым результатом; выбор участников игры, распределение ролей.

2. Функциональный: включение учащихся в художественно-творческую и музыкальную деятельность, проведение игры по заданным правилам и действиям, работа над драматическим развитием игры (экспозицией, завязкой, развитием, кульминацией, развязкой, сценическим воплощением музыкальных образов, т. е. над собственно драматизацией музыкально-дидактического материала).

Страницы: 1 2


Творческий метод обучения
В 1966 году вышла в свет знаменитая книга В.Г. Разумовского "Творческие задачи по физике". В отечественной школе задачи по физике были всегда. Считалось и считается аксиомой, что физику невозможно изучить, не решая сотни и сотни задач. Но вот появляется книга, в которой утверждается, что "по-настоящему глубокие знания. нер ...

Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru