· Выявления потребностей в определенных видах помощи (услугах, манипуляциях).
· Оценки возможностей персонала в отношении выполнения планируемого вида работ (возможностей расширения зоны обслуживания, совмещения видов деятельности, взаимозаменяемости).
· Оценки возможностей увеличения штатов, обеспечения дополнительного материального стимулирования.
· Оценки психологического настроя медицинских сестер на обучение.
· Оценки физических, социальных, психологических возможностей, способностей сестер к обучению.
· Конкретизации потребностей в обучении: кого, когда, чему, где обучать, то есть составление плана-графика, включающего организацию учебного процесса и проведение контроля знаний и навыков.
2. Определение ресурсов на обучение:
· Средства, выделяемые на покрытие расходов, на обучение.
· Время, затрачиваемое на процесс обучения.
3. Составление учебных программ:
· Порядок предоставления учебного материала.
· Насыщенность, скорость подачи учебного материала (количество и содержание занятий).
· Формы контроля знаний.
4. Подбор преподавательских кадров:
· Сотрудники ЛПУ, где организовывается обучение.
· Приглашенные специалисты.
5. Выбор методики обучения.
6. Оценка результатов обучения:
· Выбор критериев оценивания и их количественных и качественных показателей
· Обоснование легко алгоритмизированной методики оценивания, учитывающей понятные всем участникам величины, возможность коллективной и индивидуальной оценки.
7. Анализ эффективности обучения:
· Оценка экономической эффективности.
· Оценка социальной эффективности.
В современных условиях программу обучения среднего медперсонала и состав обучающихся определяет, как правило, старшая медицинская сестра ЛПУ.
Традиционными методиками обучения на рабочем месте являются:
· "копирование" (медсестра прикрепляется к опытной медсестре и копирует ее действия);
· наставничество (прикрепление опытного сотрудника к молодому специалисту для ежедневной консультативной и практической помощи);
· метод усложняющихся заданий (специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема знаний и повышения их сложности, в итоге - самостоятельное выполнение работы);
· ротация (временный перевод на другую работу с целью получения дополнительной квалификации и расширения опыта);
· использование учебных методик, подробных инструкций и описаний;
· лекционные, семинарские и практические занятия;
· научно-практические конференции;
· деловые игры.
Корпоративная система обучения является сильным мотивирующим фактором, так как способствует осознанию каждым сотрудником своих перспектив в организации. Эта система обучения может включать различные формы работы: дискуссии, круглые столы, конкурсы профессионального мастерства и др.
Для обучения медицинских сестер на рабочем месте в ЛПУ используют активные методы обучения:
· Производственные деловые игры;
· Блиц-игры;
· "мозговой штурм";
· Программированное обучение;
· Ситуационные игры.
Так, например, в производственной деловой игре "Возникновение чрезвычайной ситуации" медицинский персонал отрабатывает навыки правильного реагирования при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др. Может проводиться деловая игра "действия медицинского персонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции". Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.). Чем быстрее и четче медицинские сестры будут действовать в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалисты, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки.
Влияние гендерных стереотипов на воспитание
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих со ...
Опыт учителей иностранных языков
Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в ...