Рекомендации по коррекции СДВГ
Для коррекции СДВГ используются также методы, направленные на уменьшение психологической напряженности в семье и школе, создание благоприятной для ребенка обстановки. Ему рекомендованы щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 чел.), укороченная продолжительность занятий (до 30 мин). Он должен занимать первую парту (для лучшего контакта с учителем). Следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности. Необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает. Важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки. Ввиду высокой возбудимости детей с СДВГ необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.
В настоящее время продолжается поиск новых методов лечения СДВГ, при этом все более активная роль отводится особой форме поддержки и помощи ребенку и его семье – психолого-педагогическому сопровождению, которое осуществляется в т. ч. и в центрах психолого-медико-социального сопровождения (далее – ЦПМСС).
Профессиональная диагностика нарушений поведения и развития
Ведущим направлением деятельности ЦПМСС является оказание комплексной специализированной помощи детям и подросткам с СДВГ. В целях повышения уровня диагностики у детей и подростков СДВГ, а также других нарушений поведения и развития специалистами разработана схема комплексного обследования, включающая в себя несколько этапов. На первом этапе ребенка консультирует социальный педагог.
Работа социального педагога осуществляется с применением:
социальной карты ребенка;
диагностической карты, разработанной на основе классификации DSM-4 (приложение);
анкеты родителей ребенка.
На втором этапе проводится психологическое обследование ребенка с использованием следующих методик:
изучение внимания (корректурная проба, таблица Шульте);
зрительно-пространственное восприятие и копирование (графический диктант, тест Бендер, фигура Тейлора (по методике Семенович));
эмоциональная сфера (метод Амена, шкала личностной тревожности, тест Люшера, методика “Несуществующее животное”, “Дом – дерево – человек”);
интеллектуальное развитие (тест на вербальное мышление (в модификации Л.И. Переслени), тест Равена).
На третьем этапе проводится консультация ребенка логопедом и дефектологом. Специалистами-логопедами ЦПМСС “Фили” внедрены в практику следующие методические разработки:
индивидуальные карты учащихся, посещающих логопедические занятия;
общая речевая карта обследуемой группы детей;
протоколы логопедического обследования.
На четвертом этапе проводится консультация ребенка врачом-неврологом и, при необходимости, врачом-психиатром. На пятом этапе осуществляется инструментальная диагностика, включающая в себя электроэнцефалографическое и эхоэнцефалоскопическое исследования. Комплексное обследование детей происходит до (первичное диагностическое обследование) и после проведения коррекционно-развивающей работы (итоговое диагностическое обследование), что позволяет оценить эффективность реализуемых лечебно-коррекционных мероприятий.
Комплексная коррекция СДВГ
Программа комплексной коррекции СДВГ и других нарушений поведения и развития у детей и подростков предусматривает логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Логопедическая и психолого-педагогическая коррекционная работа организуется в виде групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для психологической коррекции используются различные направления психотерапии:
Определение уровня коммуникативной компетентности у детей старшего
дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: исследование уровня коммуникативной компетентности
у детей в экспериментальной и контрольной группе. Для выявления уровня коммуникативной компетентности
мы использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На первом этапе работы мы изучили межличностные отношения детей с ...
Предпосылки работы по орфографии в средней школе
В процессе обучения школьника орфографии необходимо опираться на психологические и методические предпосылки, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Психологические предпосылки Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, имеет развитие у детей внимания и памяти, ...