Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция

Структура образования » Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости » Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция

Страница 3

Среди различных методов немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков можно назвать такие, как:

поведенческая терапия, когда родителям предлагаются определенные стратегии коррекции поведения проблемного ребенка;

психолого-педагогическая коррекция, позволяющая грамотно организовать его учебу;

биологическая обратная связь, основанная на использовании возможностей мозга самого ребенка.

Если у ребенка отмечаются при обучении или при специальном психологическом обследовании проблемы, связанные с запоминанием учебного материала, то психолог или дефектолог определяет степень сохранности различных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной или смысловой. Это и служит основой для рекомендаций.

Если преобладает слуховая память, то ребенок должен читать вслух материал, который ему предстоит запомнить. Если он еще плохо читает сам, то текст может читать взрослый, поскольку усилия, которые затратит ребенок на чтение, отвлекут его внимание от смысловой стороны, а это может сказаться на результатах запоминания. Большую помощь в этом может оказать магнитофон, диктофон.

Если лучше всего развита зрительная память, то максимально используются средства наглядности. При хорошо развитой двигательной памяти можно рекомендовать ребенку кратко конспектировать необходимый материал. Этот метод подходит для подростков.

При нарушениях памяти у ребенка родителям следует внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого для заучивания. Это может быть небольшой по объему текст, который не обязательно воспроизводить дословно. Намного важнее понять его и пересказать своими словами. Если требуется выучить стихотворение, его лучше запоминать небольшими частями, постепенно. Перед заучиванием следует подробно разобрать с ребенком смысловое развитие темы, чтобы четверостишия не менялись местами. Затем заучивать по одному отрывку, не повторяя каждый раз все стихотворение.

Коррекция нарушений памяти

В сложных случаях нарушений памяти простая тренировка малоэффективна. Чтобы добиться компенсации дефекта психологи рекомендуют учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать разнообразные ассоциации. Можно использовать на занятиях с психологом методику “пиктограмма”, которая основана на умении с помощью несложных обозначений и рисунков представлять данный материал. В результате специальных занятий с ребенком этот навык автоматизируется и дальше уже осуществляется на внутреннем плане (мысленно), без создания рисунков.

Коррекция нарушений внимания

При коррекции нарушений внимания и самоконтроля рекомендации психолога направлены на развитие техники формирования операций проверки и оценки своей работы. Используется прием составления небольших текстов с большим количеством грубых ошибок (это может быть как орфографический, так и математический материал). Ребенок при этом выполняет роль учителя, т. е. красным карандашом исправляет ошибки. Необходимо помнить, что в этом случае нельзя делать ошибки на те орфографические правила, которые ребенку еще не известны. После того как ребенок научится находить не менее половины ошибок, ему предлагают самому сделать их, а через некоторое время найти и исправить. На следующем этапе самоконтроль, организованный в игровой форме, переходит в серьезный самоконтроль домашних заданий, которые до этого проверялись только родителями.

Для коррекции нарушений планирования и организации деятельности ребенка учат планировать свои действия. Планирование должно быть обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. Побудить ребенка к планированию можно, задав ему вопрос, какие этапы нужно пройти, чтобы решить задачу. Важно проследить, чтобы планы реализовывались и действия не подменялись планированием. Нужно учить ребенка планировать не только умственные, но и бытовые действия, в т. ч. правила безопасного обращения с бытовыми приборами, правила поведения на дороге и пр. Со временем организационные моменты деятельности могут быть доведены до автоматизма, не вызывая у ребенка серьезных затруднений. Не следует браться за все сразу и ждать от ребенка быстрых положительных результатов, необходимо терпеливо и последовательно отрабатывать каждый отдельный шаг. Нужно понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а затем в постепенно убывающей помощи взрослых.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные объекты ландшафтных участков экологической тропы
Альпийская горка Основу грунта составил чернозем, гумусная смесь, песок, мелкая галька, глина, керамзит. Соединяя эти компоненты в разных пропорциях, мы получили различные почвы и разместили их на горке в определенных зонах: А; В; С; D. Зона А Находится в северо-западной части горки. Солнечные лучи направлены вскользь, поэтому эту зону б ...

Методика проведения логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента
Для проведения формирующего эксперимента группа детей с общим недоразвитием речи была разделена на экспериментальную и контрольную, с учетом примерного равенства в результатах констатирующего эксперимента. При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили как из результатов экспериментального исследования, так и из анализа пс ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru