Для проведения формирующего эксперимента группа детей с общим недоразвитием речи была разделена на экспериментальную и контрольную, с учетом примерного равенства в результатах констатирующего эксперимента. При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили как из результатов экспериментального исследования, так и из анализа психолого-педагогических подходов к проблеме активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. Были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию общения детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе в условиях разных форм деятельности (см. Приложение 6). Эти рекомендации были реализованы воспитателями при работе с детьми, входящих в экспериментальную группу. Основное внимание в этих рекомендациях уделялось формированию невербальных средств обучения и установления эмоционального контакта.
Была проведена консультация для воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках которой были отмечены те особенности поведения и коммуникации взрослых, которые способствуют повышению речевой и неречевой активности детей в общении (см. Приложение 7).
Логопедические занятия организовывались с учетом предпочитаемой формы общения детей с общим недоразвитием. Логопедические занятия в рамках эксперимента проводились по перспективному плану логопедической работы с учетом программы обучения и воспитания. Но для решения задач логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались те же условия. Формирующий эксперимент проводился с января по март. Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента представлено в таблице 6.
Таблица 6
Тематическое планирование логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента
Темы занятий |
Цели и задачи занятий |
1 |
2 |
Январь 3 неделя "Мебель" |
Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; Расширять и уточнять словарь по теме; Образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа; Закреплять понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи. Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности. |
4 неделя "Транспорт" |
Закреплять знания детей о водном, воздушном и подземном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте; Образовывать согласования имен существительных с именем прилагательным в роде и числе; Расширять и уточнять словарь по теме; Формировать навык словообразования существительных путем сложения основ; Формировать навыки речевого общения со сверстниками. |
5 неделя "Профессии" |
Формировать представления о необходимости и пользе труда взрослых; Закреплять в речи существительное с обобщающим значением профессии; Формировать навык образования существительных от глаголов; Расширять и уточнять словарь по теме; Воспитывать познавательный интерес. |
Февраль 1 неделя "Животные холодных стран" |
Закреплять представления о животных холодных стран; Расширять и уточнять словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать формы имен существительных в винительном падеже); Упражнять детей в суффиксальном словообразовании; Формировать положительную мотивацию к речевому общению. |
2 неделя "Животные жарких стран" |
Закреплять представления о животных жарких стран; Расширять и уточнять словарь по теме; Формировать навык правильного употребления существительных единственного числа творительного падежа; Формировать навык правильного употребления приставочных глаголов; Воспитывать познавательный интерес. |
3 неделя "Аквариумные и речные рыбы" |
Обогащать и уточнять словарь по теме; Уточнять переносное значение слов (золотая рыбка); Упражнять в составлении рассказа - сравнения по плану; Формировать навык словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами - ище, - ища; Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза; Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности. |
4 неделя "День защитников отечества" |
Обогащать и уточнять словарь по теме (прилагательных и глаголов); Упражнять в составлении рассказа по теме; развитие связной речи; Развивать зрительное и слуховое внимание; Развивать фонематическое восприятие, навыков звукового анализа и синтеза; Формировать навыки речевого общения со сверстниками. |
Март 1 неделя "Ранняя весна. 8 марта" |
Обогащать и уточнять словарь по теме; Закреплять названия весенних месяцев и признаки ранней весны; Совершенствовать грамматический строй речи (употребление сложных предложений с союзом потому что); Развивать связную речь; Развивать зрительное и слуховое внимание; Формировать положительную мотивацию к речевому общению. |
2 неделя "Домашние животные весной" |
Обогащать и уточнять словарь по теме; Закреплять знания о внешнем виде домашних животных; Учить и закреплять образование прилагательных с существительными; Воспитывать уверенность детей в коммуникативной деятельности. |
3 неделя "Дикие животные весной" |
Обогащать и уточнять словарь по теме; Закреплять знания о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; Упражнять в узнавании и назывании диких животных и их детенышей; Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными; Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах); Формировать навыки речевого общения со сверстниками. |
Организация и база исследования
Экспериментальное изучение нравственно-экологического опыта детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ №18 «Сказка» в группе «Колокольчики» с детьми старшего дошкольного возраста. Цель экспериментального исследования явилось изучение уровня нравственно-экологической воспитанности и познания. В эксперименте участвовало 15 ...
Ценностная направленность подростка
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 117]. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...