Логопед: " Что вы хотели бы знать об этом животном?"
Слава Б: "Где живет это животное?"
Логопед: "Это южное животное, оно живет в жарких странах! Что еще вы хотели бы узнать об этом животном?"
Слава Г: "Я хотел бы узнать, чем он питается?"
Логопед: "Хороший вопрос! Это животное травоядное. Оно питается травой и листьями. Что еще вы хотели бы узнать об этом животном? Дима, что бы ты хотел узнать об этом животном?"
Дима Г: "Я бы хотел узнать, какого цвета это животное?"
Логопед: "Это животное рыжее с темными пятнышками. Что еще вы хотели бы узнать об этом животном?"
Слава Б: "Я хотел бы узнать, какого размера это животное?"
Логопед: "Это животное достаточно крупное и у него длинная шея!"
Дети отвечают вместе: "Это жираф!"
Логопед: "Молодцы, вы правильно догадались!"
На логопедическом занятии по теме "Ранняя весна.8 марта" (первая неделя марта) детям было предложено игровое упражнение "Исправь ошибку" с целью формирования навыка употребления сложных предложений с союзом потому что. При проведении упражнения была создана следующая игровая ситуация. Логопед просит детей внимательно послушать его и найти ошибку в предложении.
Логопед: "Засветило солнышко, потому что стало тепло. Есть ли в этом предложении ошибка? Кто у нас внимательный?"
Слава Б: " Да, есть, надо сказать наоборот!"
Логопед: "Это как?"
Слава Б: "Стало тепло, потому что засветило солнышко!"
Логопед: "Хорошо, молодец! Ребята, давайте повторим вместе!"
Дети повторяют вместе с логопедом: "Стало тепло, потому что засветило солнышко!"
Логопед: "Пришла весна, потому что прилетели грачи. Есть ли в этом предложении ошибка? Слава!"
Слава Г. молчит.
Логопед: "Слава, давай повторим вместе! Пришла весна, потому что прилетели грачи".
Слава Г. повторяет вместе с логопедом.
Логопед: "Слава, есть ли в этом предложении ошибка?"
Слава Г: "Есть. Прилетели грачи, потому что пришла весна!"
Логопед: "Ребята, давайте повторим вместе!"
Дети повторяют: "Прилетели грачи, потому что пришла весна!"
Дима Г. тянет руку.
Логопед: "Тает снег, потому что текут ручьи. Дима, как ты думаешь, есть ли в этом предложении ошибка?"
Дима Г. тянет руку.
Дима Г: "В этом предложении есть ошибка! Текут ручьи, потому что тает снег!"
Логопед: "Слава, как ты думаешь, Дима правильно сказал?"
Слава Б: "Я думаю, что Дима правильно сказал?"
Логопед: "Слава, а ты как считаешь, Дима прав?"
Слава Г: "Я считаю, что Дима прав!"
Логопед: "Ребята, давайте повторим вместе!"
Дети повторяют вместе с логопедом: "Текут ручьи, потому что тает снег!"
Логопед: "Молодцы! Я вами горжусь!"
Следует отметить, что во всех случаях, касающихся речевого высказывания, на логопедических занятиях были исключены прямые порицания за ошибки. Что бы ни сказал ребенок, все хорошо. Но без внимания и без исправления погрешности не остаются. Для побуждения или поощрения часто используются паралингвистические средства общения: мимика, жесты, носящие обучающий характер. На логопедических занятиях были созданы такие условия, при которых чтобы получить необходимую подсказку, надо включиться в разговор. Речь становится лично значимой.
При создании ситуации совместной деятельности детей с учетом того, что общение со сверстниками протекает более активно чем со взрослыми, были предложены виды работ в парах, с включением дополнительного коммуниканта, так же работа с "маленьким учителем", что позволило решить задачу формирования навыков речевого общения со сверстниками.
На логопедическом занятии по теме "Транспорт" (четвертая неделя января) детям было предложено игровое упражнение "Объясни слово" с целью формирования навыка словообразования существительных путем сложения основ. При проведении упражнения была создана следующая игровая ситуация. В беседу был включен дополнительный коммуникант - Петрушка.
Логопед: "Дима, спроси у Петрушки, что он положил сегодня в коробочку - сюрприз. Как ты у него спросишь?"
Дима Г: "Петрушка, что ты положил сегодня в коробочку - сюрприз".
Логопед: "Ребята, Петрушка принес вам картинки, но вам нужно будет догадаться с изображением чего эти картинки! Петрушка говорит:
Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей
Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности игры. На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори. Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышлен ...
Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура. В этой связи возникает необходимость рассмотрения самого понятия "культура". Данной проблеме посвящены труды философов — Г.Н. Волкова, О.А. Кривцуна, ...