Полученные показатели характеризуют о значительном повышении уровня восприятия художественной иллюстрации у детей экспериментальной группы.
В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития, как не было так и не стало детей; увеличение кол-ва детей с 7 до 8 человек, произошло за счет того, что 1 ребенок переместился с низкого уровня на средний.
Второе задание контрольного эксперимента имело такую -же цель, что и на констатирующем этапе нашего исследования. Вместо потешки «Лебёдушка», детям была предложена другая потешка « Дедушка Ежок». Детям были розданы листы бумаги с нарисованным силуэтом дедушки Ежка (Приложение 19). Педагог предложил дорисовать иллюстрацию к этой потешке.
Результаты задания представлены в таблице (Приложение 20), рис5.
Рис 5. Сравнительные данные по критериям овладения изобразительной деятельностью между контрольной и экспериментальной группами.
В отличии от композиций детей контрольной группы ребята экспериментальной группы в своих рисунках изображали и второстепенные образы сказки, описание которых в тексте не указано, а на иллюстрациях они представлены незначительно или вовсе отсутствуют. Такими изображениями можно считать нарисованные детьми: елки, голые кусты (характерные для отображения холодного времени года),солнце .
Таким образом, мы видим, что дети экспериментальной группы осознанно подошли к выбору средств реализации своего замысла. В случае общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На занятиях контрольного этапа каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к потешке. Даже тогда, когда тема картинки совпадала с иллюстрациями художника, решение было оригинальным.
Степень повышения уровня владения средствами выразительности в экспериментальной группе мы объясняем тем, что была проведена целенаправленная работа с детьми. Были даны конкретные установки перед началом занятий, а также заинтересованность детей при помощи нетрадиционной формы проведения занятий. Индивидуальная динамика развития сюжетных композиций в рисунках детей, отдельно по каждому занятию, по результатам констатирующего и контрольного экспериментов представленная на рис 6-9.
Найти верные пути руководства творчеством нам помогло раскрытие характерных для детского творчества отношений между развертыванием сюжетного действия и «оживлением» образа. Включение изображенного предмета в жизненную ситуацию изменяет восприятие ребенком своего рисунка. Ребенок видит в нем отражение подлинной жизни. Это дает возможность руководить сознательной работой над выразительностью образа в доступной для ребенка форме.
Рис.6 Динамика повышения уровня восприятия книжной иллюстрации у детей экспериментальной группы.
Рис7 . Динамика повышения уровня восприятия книжной иллюстрации у детей контрольной группы
Рис8. Динамика повышения уровня овладения изобразительной деятельностью у детей экспериментальной группы.
Рис 9. Динамика повышения уровня овладения изобразительной деятельностью у детей контрольной группы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень восприятия книжной иллюстрации и уровень овладения изобразительной деятельностью повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям. Повышение данных показателей свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс занятий по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова достаточно эффективен.
Дифференциация букв «б» и «д» в группе учащихся 2-х классов с
диспраксической дисграфией
Концепция логопедического занятия, разработанная педагогом-логопедом Ростовской СШ № 95 Н. Е. Земской Цели урока: — Создание положительного эмоционального настроя, закрепление навыков работы в группе. — Дифференциация кинетически сходных букв «б» и «д» путем: а) выработки четкой зрительно-моторной координации, зацепления ориентировки в с ...
Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...