После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента.
На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего эксперимента в экспериментальной группе. Сравнивались результаты композиционных умений и навыков экспериментальной и контрольной групп. В проведении контрольного эксперимента применялась та же методика, что и в констатирующем этапе.
Результаты (Приложение 17) выполнения первого задания в экспериментальной группе на выявление уровня восприятия художественной иллюстрации нас порадовали.
Так, все дети(87,5%) экспериментальной группы повысили свой уровень восприятия книжной иллюстрации до высокого, 1 ребенок повысил свой уровень с низкого до среднего уровня (13,5%).
Если во время проведения констатирующего эксперимента понять содержание иллюстрации детям давалось с трудом, то после проведенных занятия, дети могли сопоставить ту или иную иллюстрацию с текстом сказки.
Дети свободно находили отличие сказочных героев, нарисованных Е.Рачевым, от персонажей иллюстраций Ю.Васнецова. Дошкольники ярко проявляли свои эмоции по отношению к выраженному в иллюстрациях. Так, например, Паша Б., закрыл ладонями глаза, когда увидел иллюстрацию с изображением колобка на носу у лисички, « Ой, я боюсь», - сказал мальчик. Руслан Б., заметил, что хоть медведя художники нарисовали грозным, «но он все равно добрый». Дети, без особого труда, определяли моменты, где колобок поет песенку «Он поднял лицо в вверх, и открыл ротик, значит он поет песенку», - пояснила Александра К.
Динамика повышения уровня восприятия детьми экспериментальной группы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента отображена на рисунке 3.
Рис 3. Динамика повышения уровня восприятия книжной иллюстрации в экспериментальной группе.
Дети контрольной группы, понимали содержание иллюстрации не полностью. Ребята отмечали общую характеристику героев злой, хитрая, косолапый. На вопрос педагога «По каким признакам они это определили?», дети ответить затруднялись. Ваня З. сказал, что «эти звери всегда такие», выделить выразительные средства, подчеркивающие данные характеристики он не смог. С этим заданием не справились и еще 6 детей контрольной группы.
Результаты выполнения задания в контрольной группе приведены в таблице (Приложение 18) и рис 4.
Рис 4. Сравнительные данные по критериям восприятия художественной иллюстрации между контрольной и экспериментальной группами.
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе формирующего эксперимента значительно повысился уровень восприятии книжной иллюстрации. Количество детей с высоким уровнем развития возросло с 2 до 6 человек, с низким уровнем восприятия книжной иллюстрации в экспериментальной группе детей нет.
Если сравнивать результаты выполнения задания у детей контрольной группы на выявление уровня восприятия книжной иллюстрации между констатирующим и контрольным этапами эксперимента можно увидеть следующее. (Таблица 3)
Таблица 3. Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной группе ( в чел).
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. | |
Констатирующий эксперимент |
0 |
7 |
1 |
Контрольный эксперимент |
0 |
8 |
0 |
Прирост |
0 |
+1 |
-1 |
Многообразие различных видов чтения как эффективное средство развития
личности
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют следующие виды чтения: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное [23,28]. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и к ...
Констатирующий срез
Цель первого этапа – убедить учащихся в том, что уровень сформированности пространственного воображения школьников не достаточно высокий. Психолого–педагогический и дидактико–методический анализ работ Е.Г.Ананьева, Г.Г.Глейзера, В.П.Зинченко, Е.Н.Кабановой – Миллер, И.Н. Каплуновича, Л.Купера, К. Робинса, И.Рока, И.С. Якиманской, Л.Л.Яко ...