В ходе выполнения этого задания в экспрессивной речи дети с речевой патологией допускали следующие ошибки: вместо подлетает – "прилетает", подходит – "приходит", отползает - "улезает", отъехала – "уехала", или употребляли глаголы без приставки – "летит", "идет". Справились с этим заданием дошкольники без речевой патологии лучше, чем дети с ОНР. Видим, что у большей части детей без речевой патологии процесс поиска подходящего аффикса происходит автоматически, тогда, как детям с речевой патологией сложно подобрать аффикс, который точно указывал бы на приближение или на удаление. Можно сказать, что дети с речевой патологией не чувствуют той тонкой разницы между семантикой образованных глаголов и тех, от которых образовывали. Это обусловлено особенностями различения, понимания слов, сходных по своему звучанию.
Таблица 2 Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов со значением приближения и удаления в импрессивной и экспрессивной речи
Группа/вид речи |
Количество детей, имевших соответствующий уровень | ||||
Высокий уровень(1) |
Выше среднего(2) |
Средний уровень(3) |
Ниже среднего(4) |
Низкий уровень(5) | |
импрессивная экспрессивная |
1 |
6 |
3 |
- |
- |
- |
- |
4 |
6 |
- | |
импрессивная экспрессивная |
9 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
4 |
4 |
1 |
- |
Кроме того, можно отметить, что дети с ОНР показали более высокие результаты при исследовании словообразования глаголов в импрессивной речи, чем в экспрессивной.
При выполнении третьего задания целью нашего исследования было выявить возможности словообразования глаголов со значением пересечения пространства или предмета в импрессивной и экспрессивной речи дошкольниками с ОНР по сравнению со сверстниками без речевой патологии.
При выполнении этого задания в импрессивной речи дети с речевой патологией достаточно успешно справились с этим заданием (таблица 3), но были и такие дети, которые не смогли показать картинки с изображением "перелететь, переплыть, переехать". Можем говорить о том, что у некоторых детей недостаточно, по сравнению с детьми без речевой патологии проходит овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, синтеза, выбора необходимого глагола с подходящим префиксом.
PR-мероприятие как способ формирования и
поддержания репутации
Почему специальные мероприятия можно рассматривать как один из самых эффективных инструментов формирования и поддержания репутации? С психологической точки зрения все объясняется довольно просто. Во-первых, люди лучше запоминают то, что пережили на чувственном уровне. Во-вторых, они, как правило, “олицетворяют” товар или услугу организац ...
Методика совершенствования работы по речевому развитию с
дошкольниками 5-6 лет посредством обогащения предметно-развивающей среды
Этап формирующего эксперимента был связан с построением предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Организуя предметно-развивающую речевую среду в групповом помещении старшей группы, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Сделали акце ...