1) На первом этапе педагогом с детьми экспериментальной группы были проведены игровые упражнения (Приложение №1).
Цель второго констатирующего эксперимента: исследовать уровень развития детского художественного творчества.
Проведение этого эксперимента было необходимо для того, чтобы выявить, произошли ли какие-либо изменения, после проведения комплекса занятий по формированию детского художественного творчества посредством игровых приемов за время проведенного формирующего эксперимента.
Для исследования уровня развития детского художественного творчества была вновь применена следующая методика:
Изучение особенностей рисования (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)
Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.
Проведение исследования. С детьми 3—7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2—3 дня.
Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.
Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.
Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.
Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:
Ι. Содержание рисунка
II. Особенности изображения
1.Передача формы:
—простая или сложная;
—передана точно, немного искажена или не удалась.
5.Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).
6.Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).
7.Композиция:
— вытянутое, окученное изображение или нет единства;
— пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);
- симметричное или несимметричное построение;
—ритмичное или неритмичное построение;
—миниатюрное или увеличенное изображение;
—расположение отдельных изображений, т.е. тип композиции:
а) «Рассыпчатая» композиция. Рисунок выглядит как набор случайно соединенных изображений предметов (плоскость листа выступает как поверхность земли, пола и др., но никак не обозначена). Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичныи статичны.
б) «Простой фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа в ряд (как на поверхности земли, пола и др.). Изображения иногда ритмизуются, связываются по положению соседства. Изображения статичны. Простой фриз может сочетаться с изображениями по всему листу, но земля никак не обозначена.
в) «Двойной фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа (земля), верхний край (небо). Изображения связаны по ритму или симметрии, не загораживают друг друга, относительно уравновешены по горизонтали листа. Движения передаются как изменение в положении конечностей, изредка головы при фронтальной постановке тела. Положения «близко» — «далеко» называются в речи. Усложнение — «тройной фриз» — выше по листу подрисовывается линия земли для размещения большего количества изображений.
г) «Широкая полоса земли». Графические построения располагаются на широкой полосе, которая выступает как поверхность земли, пола, реки и др. Линия горизонта располагается на середине листа или выше середины (высокая линия горизонта). Изображения строятся на широкой полосе. Наблюдаются случаи загораживаемости объектов, элементы перспективы, изображение элементарных движений, связанных с изменением всей фигуры (профильное изображение поворота ступней, движения рук).
д) «Центрированное расположение». Ребенок строит графические изображения на широкой полосе земли или на всем листе как на поверхности земли, пола. В центре располагается изображение значимого объекта. Дошкольник равномерно заполняет лист справа и слева по вертикальной линии. Композиционный центр является одновременно и смысловым. Наблюдаются элементы перспективы, изображаются элементарные движения.
— Количество событий, изображенных на одном листе бумаги.
7.Передача движений: статичное или динамичное изображение.
8.Цвет:
—передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;
—преобладают насыщенные или бледные тона;
—многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.
ΙΙΙ. Проявления творчества в рисунке
1. Замысел (для анализа второй серии):
—когда возникает: до начала рисования или в его процессе;
Методы социальной педагогики
Познакомившись с особенностями этой социальной педагогики, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии. ...
Мотивы профессиональных предпочтений
К концу старшего подросткового возраста у школьника возникают достаточно устойчивые мотивы, связанные с его представлениями и намерениями относительно своей будущей жизни и деятельности. Понимание мотивации употребляется в 2-х смыслах: 1. Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность пове ...