в) «Двойной фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа (земля), верхний край (небо). Изображения связаны по ритму или симметрии, не загораживают друг друга, относительно уравновешены по горизонтали листа. Движения передаются как изменение в положении конечностей, изредка головы при фронтальной постановке тела. Положения «близко» — «далеко» называются в речи. Усложнение — «тройной фриз» — выше по листу подрисовывается линия земли для размещения большего количества изображений.
г) «Широкая полоса земли». Графические построения располагаются на широкой полосе, которая выступает как поверхность земли, пола, реки и др. Линия горизонта располагается на середине листа или выше середины (высокая линия горизонта). Изображения строятся на широкой полосе. Наблюдаются случаи загораживаемости объектов, элементы перспективы, изображение элементарных движений, связанных с изменением всей фигуры (профильное изображение поворота ступней, движения рук).
д) «Центрированное расположение». Ребенок строит графические изображения на широкой полосе земли или на всем листе как на поверхности земли, пола. В центре располагается изображение значимого объекта. Дошкольник равномерно заполняет лист справа и слева по вертикальной линии. Композиционный центр является одновременно и смысловым. Наблюдаются элементы перспективы, изображаются элементарные движения.
— Количество событий, изображенных на одном листе бумаги.
5.Передача движений: статичное или динамичное изображение.
6.Цвет:
—передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;
—преобладают насыщенные или бледные тона;
—многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.
ΙΙΙ. Проявления творчества в рисунке
1. Замысел (для анализа второй серии):
—когда возникает: до начала рисования или в его процессе;
—изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;
—какова оригинальность замысла и готового рисунка.
2. Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.
IV. Проявления самостоятельности
1.Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая.
2.Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.
V. Отношение к процессу и результату рисования
1.Эмоциональная окрашенность процесса рисования.
2.Отношение к готовому рисунку.
3.Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.
Определяют частоту каждого показателя у детей.
Систематизация материала, полученного в результате проведения констатирующего эксперимента позволила определить уровни развития творческой активности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности детского художественного творчества
Уровни |
Экспериментальная группа (% детей) |
Контрольная группа (% детей) |
Высокий |
- |
- |
Средний |
33 |
67 |
Никий |
33 |
67 |
Рис. 1 Уровни сформированности детского художественного творчества детей на первом этапе экспериментальной работы.
Данные таблицы свидетельствуют о равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню сформированности детского художественного творчества одинаково.
Таким образом, было выяснено, что работа по использованию игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности организована недостаточно. Педагогами не был использован полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития творческой активности. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика формирования творческой активности детей среднего дошкольного возраста посредством игровых приемов просто необходима.
Цель формирующего эксперимента: провести работу по развитию детского художественного творчества на занятиях по рисованию с использованием игровых приемов.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования и разработки Т.Н.Дороновой, Г.Г.Григорьевой, Г.С.Швайко в этом направлении, была разработана методика проведения формирующего эксперимента.
Источники и предпосылки педагогического творчества
« Творчество,- писал Б. Г. Ананьев,- это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность». Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям школ со словами: « Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседн ...
Internet-ресурсы для развития навыков аудирования
английский обучение дистанционный internet На сегодняшний день в российском Internet появилось множество курсов по изучению иностранных языков online. При этом, статус самых популярных и востребованных прочно закрепился за курсами английского языка. Это объясняется многими факторами, как психологическими, так и многими другими. Разработа ...