5. Воспитатели не уделяют должного внимания данной проблеме.
6. Необходима специальная работа по развитию детского художественного творчества посредством игровых приемов на занятиях по рисованию.
В связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, воображения, фантазии, то можно сказать, что развитие детской творческой активности является актуальной проблемой и поэтому мы решили изучить в теории и проверить на практике возможность развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в рамках программы Дороновой «Радуга», т.е. провести анализ состояния в теории и практике проблемы развития художественного творчества детей посредством рисования, определить последовательность включения отдельных методов и приемов, позволяющих обеспечить переход деятельности детей от репродуктивной к творческой, разработать серию занятий по рисованию с использованием игровых приемов, направленную на развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста, и тем самым проверить гипотезу, что если использовать игровые приемы на занятиях по рисованию, то можно повысить уровень художественного творчества детей дошкольного возраста в рисовании.
Для доказательства гипотезы были проведены теоретические изыскания и практические исследования.
Теоретические изыскания заключались в изучении объекта и предмета исследования, рассмотрены психолого-педагогические аспекты изучения проблемы. Мы определились с понятием детского творчества, его особенностями, выявили условия, этапы творческой деятельности, условия развития творческой активности. Затем мы определили значение рисования, его специфику, определили эффективность его влияния на развитие художественного творчества. Были выделены условия формирования творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста, определены задачи и содержание обучения рисованию и в связи с этим выделена методика руководства этой деятельностью. Таким образом, мы теоретически доказали гипотезу нашего исследования и перешли к проверке эффективности использования игровых приемов на занятиях по рисованию для развития художественного творчества детей на практике.
Практическим этапом исследовательской работы стал педагогический эксперимент, проводившийся по методу экспериментальной и контрольной групп. Он проводился в три этапа: 1 и 2 констатирующий и формирующий эксперименты.
На этапе первого констатирующего эксперимента по итогам контрольного рисования по замыслу, на выбранную ребенком тему, был определен начальный уровень развития художественного творчества детей среднего дошкольного возраста в обеих группах.
На этапе формирующего эксперимента проводился ряд занятий с использованием игровых приемов и игровые упражнения. По окончанию формирующего эксперимента был снова определен уровень развития творчества в обеих группах через проведение контрольного занятия по той же теме. Была определена динамика развития творчества обеих групп, вычислена сравнительная эффективность использования рисования в развитии художественного творчества детей среднего дошкольного возраста. Таким образом была доказана гипотеза исследования, она положительная.
Данное исследование, направленное на решение сложной задачи – развитие творческой активности, подтвердило нашу гипотезу как теоретически, так и практически. Результаты исследования дают возможность утверждать, что использование игровых приемов на занятиях по рисованию в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста поможет развить их художественное творчество.
По результатам исследования можно выделить следующие методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию посредством игровых приемов.
На занятии должно последовательно осуществляться знакомство и обучение различным способам рисования, знакомство с материалом и оборудованием, выразительными возможностями рисования. Далее детям необходимо предоставить возможность реализовать собственный замысел. На любом этапе обучения, будь то изучение нового материала, закрепление или творческое занятие, должны использоваться разнообразные методы и приемы обучения.
На этапе обучения основными методами должны выступать показ способа изображения с сопутствующим объяснением, метод беседы, содержащей вопросы как продуктивного, так и проблемного характера, метод частичного показа способов изображения. На этапе закрепления – показ и объяснение ребенком способов выполнения, упражнение. Основными методами творческих занятий должны являться незаконченный образец воспитателя, вопросы проблемного характера, беседа, направленная на формирование замысла, указания к последовательности действий, напоминание способов изображения, игровые приемы. Занятия должны строиться по принципу сочетания учебных и творческих задач.
Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”
Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь Homo sapiens – единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам. Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты ...
Построение системы содержательно-логических заданий
с использование ДКИ
Хочется остановиться более подробно на подходах к построению системы содержательно-логических заданий, включающих компьютерные игры, нестандартные задачи, специальные задания, несущие в курсе основную нагрузку по развитию познавательных способностей учащихся и дающих возможность более осознанного овладения математическими знаниями. Постр ...