Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).
Под общекультурными компетенциями понимается способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
Под компетенцией ОК-1 «способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды» мы понимаем способность к профессиональной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для приобретения репертуара личностных, социальных и профессионалах компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется: необходимостью подготовки выпускников к решению профессиональных проблем и типичных социальных и профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности, используя основные законы развития современной социальной и культурной среды.
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1 у студентов-выпускников вуза:
Пороговый уровень:
- знает спектр основных законов развития современной социальной и культурной среды;
- владеет алгоритмом решения социальных и профессиональной задачи;
- понимает этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования.
Повышенный уровень:
- способен интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук в решении социальных и профессиональных задач;
- может успешно решать социальные и профессиональные задачи конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения, в соответствующей предметной области;
- умеет осуществлять анализ своей деятельности при решении социальных и профессиональных задач с использованием основных законов развития современной социальной и культурной среды.
Компетенция ОК-1, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.1, Б.2 и Б.3, а именно такие дисциплины как:
- история - всего 108 ч.;
- философия - всего 108 ч.;
- культура и межкультурное взаимодействие в современном мире - всего 72 ч.;
- конфликтология - всего 72 ч.;
- современные информационные технологии - всего 72 ч.;
- практикум по современным информационным технологиям - всего 72 ч.;
- теория обучения и воспитания - всего 108 ч.;
- история педагогики и образования - всего 72 ч.;
- поликультурное образование - всего 72 ч.;
- психология развития - всего 108 ч.;
- психология детей младшего школьного возраста - всего 72 ч.;
- психология подросткового возраста - всего 72 ч. и др. дисциплины.
Опыт психологов по применению данной компетенции может быть отражен в любой деятельности психолога образования, так как в любой деятельности (например, диагностической, коррекционно-развивающей и т.д.) психолог образования обращается в основным законам развития современной социальной и культурной среды.
Диагностика неуспеваемости
Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Начальным этапом в системе работы учителя по профилактике неуспеваемости является работа с диагностическими таблицами (см. приложение 1). Цель этого этапа – выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой це ...
Влияние игры на развитие ребенка
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество ...