Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе МОУ Глобицкая ООШ.
В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6–7 лет.
Исследование по развитию диалогической речи старших дошкольников проводилось нами в течение одного календарного года и состояло из трех этапов:
1 этап: констатирующий эксперимент.
На данном этапе исследования мы отбирали участников эксперимента, выделяли контрольную и экспериментальную группу исследования, проводили в группах исследования первоначальную диагностику уровня развития диалогической речи.
2 этап: формирующий эксперимент.
На этом этапе нами была разработана и внедрена в воспитательную деятельность детей система занятий по развитию диалогической речи старших дошкольников, которая включала в себя комплекс из 14 занятий с использованием ролевых игр. (см. приложение 2)
3 этап: контрольный.
На последнем, контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня развития диалогической речи с целью выявления эффективности внедренной нами программы на формирующем этапе исследования.
Для диагностики уровня развития речи использовались индивидуальная и групповая форма работы с детьми. Такие методики в данном случае являются наиболее объективными при достижении поставленных задач и цели исследования.
На втором этапе целесообразней было использование целой системы занятий, направленных на повышение уровня развития речи старших дошкольников с применением сюжетно-ролевых игр (14 занятий), которые составили развивающую программу. Данная развивающая программа внедрялась в группу постепенно, с той целью, чтобы ее участники самопроизвольно принимали участие в проводимых играх и упражнениях.
На заключительном этапе нами при помощи тех же методик, что и на первом этапе, была проведена повторная диагностика уровня развития диалогической речи у детей исследуемой группы. Выбор аналогичных методик объясняется уже наученностью и умением детей их выполнять, а руководителя умением их оценивать и корректировать.
Констатирующий этап эксперимента проводился нами с целью первоначальной диагностики уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. В организации и проведении констатирующего этапа эксперимента участвовали 2 группы исследования: контрольная и экспериментальна.
Данная методика состояла из серий заданий. Первая серия заданий предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Экспериментатор посредством непринужденной беседы выяснял способы младших школьников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа представляла собой ряд вопросов:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
- Сколько у тебя друзей?
- В какие игры ты любишь играть?
- Как ты позовешь друга играть?
Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических
занятий с детьми с общим недоразвитием речи
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, для этого необходимо пользоваться ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Под понятием активизация подразумевают побудить к активности, усиливая деятельность, оживить [39]. Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирно ...
Дидактические
требования к наблюдению как методу обучения
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы: их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей дошкольного возраста. Наблюдение - один из ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение как метод обучения представляет собой целенаправленно ...