- Ты не обижаешь своего друга, друзей?
- Ты с ними часто ссоришься? Почему?
- Тебе нравится твой воспитатель? Почему?
- Ты слушаешься его?
- Что тебе в нем не нравится?
- Ты помогаешь родителям?
- У тебя есть друзья во дворе?
- Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Основное внимание уделялось оценке различных критериев:
Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. Критерии оценки средств общения имеет балльную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам.
8–10 балла – полное, самостоятельное, логическое изложение текста, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
4–7 балла – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
0–3 балла – нарушение в структурировании диалога, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна. Оценка 8–10 баллов соответствовала высокому уровню форсированности диалогического общения, 4–7 – среднему уровню; 0–3 балла – низкому уровню.
В результате проведенной методики в исследуемых группах были выявлены следующие результаты:
диалогический речь дошкольник общение
Таблица 1. Результаты исследования по методике №1
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Имя О. |
Балл |
Уровень |
Имя О. |
Балл |
Уровень |
Алина Р. |
6 |
средний |
Аскар Р. |
6 |
средний |
Амина К. |
7 |
средний |
Амир О. |
2 |
низкий |
Артур Н. |
5 |
средний |
Булат Д. |
7 |
средний |
Альгиз О. |
1 |
низкий |
Винер Д. |
2 |
низкий |
Венера Г. |
1 |
низкий |
Вильнур Г. |
2 |
низкий |
Денис Р. |
6 |
средний |
Данис Р. |
2 |
низкий |
Динара В. |
9 |
высокий |
Дамир О. |
6 |
средний |
Диана С. |
10 |
высокий |
Зиннур А. |
7 |
средний |
Замира О. |
6 |
средний |
Ильшат Л. |
3 |
низкий |
Индира В. |
7 |
средний |
Карина Л. |
3 |
низкий |
Камилла Р. |
10 |
высокий |
Лена Н. |
3 |
низкий |
Линар О. |
1 |
низкий |
Миляуша Д. |
7 |
средний |
Лиана О. |
2 |
низкий |
Мурат Д. |
9 |
высокий |
Марат З. |
2 |
низкий |
Наиль Ш. |
7 |
средний |
Надир Г. |
3 |
низкий |
Регина Р. |
3 |
низкий |
Рамис Г. |
3 |
низкий |
Радмир К. |
9 |
высокий |
Радим А. |
3 |
низкий |
Ринат В. |
9 |
высокий |
Света Л. |
2 |
низкий |
Тагир Н. |
10 |
высокий |
Тимур Л. |
7 |
средний |
Шамиль А. |
10 |
высокий |
Урал Д. |
10 |
высокий |
Фидан Г. |
6 |
средний |
Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда
Летом организуются игры с увлажненным песком, в процессе которых воспитатель должен научить детей насыпать песок в ведерко и формочку, делать из сырого песка «пирожок», а также забивать в песок деревянным молоточком колышки, закреплять в нем деревянные трафареты зверей, птиц. Надо обращать внимание детей на то, что нельзя высыпать песок ...
Результаты всероссийского конкурса региональных комплексных проектов
модернизации образования
Конкурс проходит в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одного миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственной поддержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 г ...