Результаты и второй методики показали, что уровень развития диалогической речи у дошкольников повысился в экспериментальной группе дошкольников: на данном этапе исследования легко вступают в контакт уже 45% дошкольников (положительный сдвиг составил 25% по сравнению с результатами констатирующего среза), средний уровень выявили у 35% дошкольников, а низкий уровень зафиксирован только у 20% опрошенных дошкольников. В экспериментальной группе дошкольников на контрольном этапе исследования выявлено мало детей, у которых не было бы желания общаться: в той или иной степени все ждети из экспериментальной группы вступали в контакт с педагогом, но характер их взаимодействия и коммуникативной деятельности был разный. Для основной части опрошенных дошкольников большое значение приобрело общение в игровой деятельности: это указывает на то, что в процессе игр, проведенных на занятиях формирующего эксперимента, дошкольники приобрели навыки диалогического общения и это породило в них желанеи общаться и обмениваться информацией не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Анализируя результаты, представленные в таблицах, можно констатировать, что у всех детей экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы, отмечается положительная динамика, рост уровней сформированности всех показателей. Преобладание высокого уровня практически по всем показателям свидетельствует о том, что большинство детей, участвующих в эксперименте, овладели такими умениями диалогической речи как: умение вести диалог со взрослыми и детьми и получать необходимую информацию в общении, умение отвечать на вопросы педагога полными, развернутыми предложениями, соблюдать выразительность речи. В контрольной группе отмечаются лишь единичные случаи повышения уровня какого-либо из речевых умений, и сдвиги незначительны.
Таким образом, сопоставив данные контрольного эксперимента с данными констатирующего эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют формированию и развитию навыков диалогического общения.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило выявить следующие результаты:
При первоначальной диагностике уровня развития навыков диалогического общения дошкольников на констатирующем этапе исследования по обоим проведенным нами методикам выявлено преобладание низкого и среднего уровня в контрольной и экспериментальной группе исследования: дети плохо вступали в контакт с экспериментатором, речь их была бедной и скудной, встречались фрагменты аграмматизмов, часто в установлении диалога требовались дополнительные, наводящие вопросы, некоторые дети просто отказывались от участия в эксперименте.
На втором, формирующем этапе исследования апробировали в условиях дошкольного учреждения программу развития навыков диалогического общения дошкольников 6–7 лет в процессе игровой деятельности. Программа состояла из 14 занятий и была рассчитана на 3,5 месяца обучения в экспериментальной группе дошкольников. В контрольной группе эксперимент отсутствовал.
На третьем, контрольном этапе исследования проверили эффективность примененных занятий формирующего эксперимента при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования. В результате проведенных исследований выявлено, что уровень развития навыков диалогического общения участников экспериментальной группы стал выше, чем у детей контрольной группы. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
Проблемой развития диалогической речью детей занимались многие ученые, такие как психологи (Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.) и лингвисты (Э.А. Трофимова, Н.Ю. Шведова, А.К. Соловьева и др.).
М.И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата».
Диалог – это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Особенности развития речи дошкольников
Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. До ...
Эстетическое воспитание дошкольников
аппликация эстетическое воспитание дошкольник Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, ск ...