Младший школьный возраст.
Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.
Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего школьного возраста, отмечает следующие особенности: старательность, стремление подражать старшим, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к действительности, твердая вера в авторитет учителя. Что касается умственной деятельности, то Столяренко Л.Д. в своем учебном пособии «Основы психологии» приводит концепцию Пиаже, согласно которой, мышление человека на данном этапе жизни носит субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление на данной стадии эгоцентрично, однако оно помогает ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность.[19,599] Если говорить конкретнее об умственных способностях ребенка, то у него вырабатывается представление о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. Данную стадию умственного развития Столяренко Л.Д., вновь ссылаясь на Пиаже, называет стадией конкретных действий. [19,601]
Не менее важным моментом развития ребенка на данном этапе является то, что он проходит первичную стадию социализации (стадия адаптации) – усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. В связи с указанными характеристиками выявляется особая роль учителя в организации творчества детей данного возраста. Дети младшего школьного возраста стремятся подражать, и значит, учитель должен показывать пример творческого отношения к жизни, играть роль воодушевителя, вдохновителя детей. [21,67]
Дети в этом возрасте очень склонны к творчеству – не боятся проявлять себя в любой сфере деятельности – они с удовольствием поют, танцуют, рисуют, кроме того, им свойственна необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особая отзывчивость ко всему окружающему.
Киршин А.И., рассуждая о детском творчестве, отмечает мифологизм, проявляющийся как одушевление сил природы и предметного мира. Данная черта детской психики особенно ярко проявляется в любви к драматизации и ролевым играм. «Идя навстречу проявлениям чувств ребенка, поддерживая его эмоциональные реакции, а также возможность проиграть свои сказки в виде ролевых игр, мы можем создать наиболее естественные и радостные условия для творчества ребенка».[21,66]
Итак, делая вывод, стоит сказать, что детский школьный возраст – довольно противоречивый и сложный, и в то же время замечательный период в жизни ребенка. При работе с детьми данного возраста преподаватель имеет редкую возможность для педагогического творчества в чистом его виде, ведь хрупкая личность ребенка не обременена социальными рамками, предрассудками и комплексами. Но у этой медали есть и обратная сторона – ребенок не преобразует полученные знания, а изменяет себя по средствам их. Это значит, что преподавателю необходимо самым тщательным образом фильтровать информацию, которую он дает. И еще один фактор – это невероятная ранимость - любое неосторожное слово может отозваться неизгладимой травмой в душе ребенка. Он очень остро воспринимает неудачи в школе – это снижает его самооценку. Статистика говорит о том, что «средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого класса характеризуется устойчивым и неуклонным снижением» [19,627]. Поэтому преподавателю необходимо помнить, что работа с детьми данного возраста – это не только огромная радость, но и не меньшая ответственность.
Подростковый возраст.
Данный период традиционно ограничивается 11 – 15 (6-9 класс) годами. Психологи и педагоги единогласно соглашаются с мнением, что данный период развития человека достаточно противоречив и сопряжен с рядом трудностей. Так чем же именно характеризуется этот возраст, и какие противоречия мучают подростков?
Киршин И.А. в своей статье «Развитие детского словесного творчества» говорит, что характерными чертами подростка являются личностная нестабильность, тенденция к взрослости, углубление самопознания, развитие критического отношения к действительности, быстрая смена увлечений, стремление к общению со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых. [21,67]
Конспект мероприятия: умеем ли мы общаться
Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы поговорим об общении. Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета). В классе начался спор на повышенных тонах. ...
Информационная поддержка процессов обучения
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непоср ...