Столяренко Л.Д. приводит мнение Левина. Согласно его теории, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. [19,630]
Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д. Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление. [19,599]
Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе – вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей.[19,631] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.
Роль педагога, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?
Щербакова Т.Ю. в своей статье «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков» выделяет следующие моменты в организации творческого подхода в обучении подростков.
- передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместной деятельности детей и взрослых;
- обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения подростков к самореализации и участию в жизни детского коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;
- создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;
- создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;
- формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности. [22]
Старший школьный возраст.
Юношеский возраст, по мнению психологов – «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».
Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:
1. Cамосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;
2. Cобственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;
3. Cтремление заново и критически осмыслить все окружающее.
Исторические, психофизиологические, педагогические подходы к обучению
каллиграфии
Развитие методики каллиграфии тесным образом связано с историей возникновения письменности, на которую оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно – технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и спос ...
Игра с дидактическими игрушками
Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоста ...