Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

Структура образования » Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении » Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

Страница 2

Столяренко Л.Д. приводит мнение Левина. Согласно его теории, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. [19,630]

Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д. Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление. [19,599]

Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе – вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей.[19,631] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.

Роль педагога, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?

Щербакова Т.Ю. в своей статье «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков» выделяет следующие моменты в организации творческого подхода в обучении подростков.

- передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместной деятельности детей и взрослых;

- обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения подростков к самореализации и участию в жизни детского коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;

- создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;

- создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

- формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности. [22]

Старший школьный возраст.

Юношеский возраст, по мнению психологов – «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».

Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:

1. Cамосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;

2. Cобственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;

3. Cтремление заново и критически осмыслить все окружающее.

Страницы: 1 2 3


Типы оперирования пространственными образами
При создании любого образа, в том числе и пространственного, мысленному преобразованию подвергается наглядная основа, на базе которой образ возникает. При оперировании образом мысленно видоизменяется уже созданный на этой образ, нередко в условиях полного отвлечения от нее. Выделяя оперирование образами в особый вид деятельности представ ...

Формирование классического условного рефлекса
Эксперименты, проводимые с животными, позволили выявить два важных процесса в научении: классическое и оперантное формирование условных рефлексов. Формирование классического условного рефлекса в первую очередь связано с работами русского психолога и физиолога Павлова. Его классический эксперимент в этой области происходил следующим образ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru