Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению, иногда открытое противодействие. «Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое – физиологическое и половое – созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность».
Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, какова роль и функция преподавателя в жизни старшего школьника – старший товарищ, прямым образом влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Но следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации. «Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах».
В статье Т.В. Шальневой следующим образом описывается успешная тактика обучения старшеклассников: обучение старшего школьника должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденный свойств ребенка. В центре разработки содержания образования должен стоять не многоопытный взрослый, с какими – то заранее заготовленными планами и программами обучения, а одаренный старшеклассник с его собственными, индивидуальными желаниями и, интересами и потребностями.
Старшеклассник сам должен определять как качественные, так и количественные параметры обучения. На практике это означает, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать чему и как учить, а взрослый и сам старшеклассник, исходя из склонностей, интересов и потребностей последнего, должен определять содержание обучения. Содержание должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Таким образом, можно придать обучению естественный характер, сделать для подростка школу местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.[24]
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.
1. Педагогическое творчество – это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах.
2. Педагогическое творчество – это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности.
3. Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически – практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.
4. Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.
Интерпретация результатов исследования деятельности социального педагога с
неуспевающими детьми
Результаты первичной диагностики Таблица 1.1. Анализ социального паспорта учащихся в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» Общие сведения о ребенке 15 детей: 5 класс, 1996 год рождения., 11 лет, 22, % неуспевающих; 6 класс, 1995 год рождения., 12 лет, 27,3% неуспевающих; 7 класс, 1994 год рождения., 13 лет, 25% неуспевающи ...
Формы и виды внеклассной работы
Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой. Это особенно важно, так как решение многих проблем в науке носит комплексный характер. Учащиеся должны приучаться работать вместе над проблемой, каждый получает определенный участок, по результатам их деятельности составляется целостная хар ...