Глубина мышления — способность проникать в самую суть каждого изучаемого факта и явления, умение увидеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями, выявлять особенности, скрытые в изучаемом материале.
Детям предлагаются задания, которые формируют способность к задействованию всех возможных вариантов решений, которые могут быть получены по одному общему основанию, что в значительной степени и характеризует глубину мышления. Приведем пример упражнения из учебника «Математика 2»:
Поставь вместо * такие цифры, чтобы неравенства были верными.
13 > 1* 12 < *1 *8 < 59 38 < 3* 2* > *8
Объясни, почему для некоторых неравенств подходит только одна цифра.
Попробуй составить свои «загадочные» неравенства. Задания подобного вида направлены на развитие умения выделить и использовать в работе основную идею, позволяющую системно выявлять все возможные варианты.
Гибкость мышления — нешаблонность, неординарность, способность легко переключаться с одного способа решения на другой, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Детям предлагаются упражнения, которые развивают способность к переключению с одного основания поиска решений на другое, что является показателем гибкости мышления, его мобильности. Приведем пример упражнения, направленного на развитие указанного качества:
Не выполняя действий, поставь вместо точек знаки сравнения.
65 + 28 . 65 + 31
75 — 14 . 75 — 19
8 х 3 . 8 х 5
36 : 4 . 36 : 6
63 : 7 . 63 : 9
7 х 4 . 4 х 6
В каждом неравенстве измени некоторые знаки так, чтобы знак сравнения изменился на противоположный. Постарайся найти не одно решение.
Измени одну часть каждого неравенства так, чтобы получилось равенство.
Опыт показывает, что дети с удовольствием включаются в работу, делают свои маленькие открытия, что стимулирует процесс мышления.
Широта мышления — способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, выделить главное, не упуская деталей.
Данное качество мышления, как показывают наблюдения, у детей младшего школьного возраста развито меньше, чем те, о которых говорилось выше. Широкое мышление предполагает сформированность таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, и способность их комплексного использования в деятельности.
Рассмотрим задание, которое направлено на развитие способности выполнять классификацию по самостоятельно выделенному основанию.
Найди значения сумм: 4 + 5 6 + 7 6 + 3 7 + 5
Раздели равенства на две группы.
Рассмотри схемы:
Ё+Ё =Ё Ё+ Ё=
В этих схемах спрятался важный признак разделения равенств на группы. Ты догадался, какой?
Нарисуй такие схемы и напиши под каждой соответствующие ей равенства.
Дополни каждую группу еще тремя равенствами.
Таким образом, учитель, работающий в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова, имеет прекрасную возможность развивать математический стиль мышления, который является необходимым условием сохранения природного потенциала, задатков ребенка в математике и развития их в математические способности.
Дидактическая система Л.В. Занкова направлена на общее развитие школьников. С целью установления уровня и динамики развития качеств мышления учащихся один раз в полугодие проводятся специальные проверочные работы, данные заносятся в таблицу, анализируются. Оценивание ведется по четырехуровневой шкале в соответствии с определенными критериями по каждой линии.
Критерии оценки глубины мышления – способность к системному исчерпыванию вариантов решения по одному основанию.
4-й уровень — найдены все решения, в расположении решений ясно видна система получения решений (о ней свидетельствует расположение элементов решения, отсутствие повторов).
Уровень свидетельствует о высокой способности к системному поиску решений, о способности оценить задание с точки зрения вариантности его выполнения, о способности к длительному волевому усилию.
3-й уровень — найдено больше половины возможных решений, однако поиск решений ведется бессистемно.
Уровень свидетельствует о способности самостоятельно оценить задание с точки зрения его вариантности, о способности к волевому усилию. Однако способность к системному поиску решений еще не сформирована или находится на начальной стадии (в случае, когда обнаруживаются элементы такого поиска).
2-й уровень — найдено меньше половины, но не одно решение.
Уровень свидетельствует о способности самостоятельно оценить задание с точки зрения его вариантности, но об отсутствии способности к системному поиску вариантов решений и, по всей вероятности, о недостаточном развитии волевой сферы.
Ролевая игра и ее роль в развитии речи
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация». Большинство современных ученых объясняют игру ка ...
Адаптация детей к обучению в начальной школе
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность); — уровень развития тонкой моторики. Проводимое при наб ...