Здесь мы высказали только основные идеи по поводу соответствующей работы, привели примеры задач. Но, по мнению многих учителей, такая работа может и должна начинаться с 1 класса.
Одна из основных целей преподавания математики в начальной школе заключается в том, чтобы научить детей учиться, т.е. сформировать у них следующие общеучебные умения:
- организационные (планирование учебной деятельности, умение формулировать свои цели и задачи);
- коммуникативные (умение слушать, наблюдать, читать);
- интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы);
- оценочные (умение оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
Работа по учебнику «Моя математика» способствует развитию общеучебных умений школьников и позволяет достигать высоких результатов в усвоении знаний, умений и навыков. На каждом уроке дети участвуют в формулировании темы и целей урока, вырабатывают совместно с учителем алгоритмы выполнения заданий, учатся оценивать и корректировать свою деятельность.
Содержание любого учебника математики направлено на развитие интеллектуальных умений, т.е. основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация). Однако в отличие от традиционных учебников в предлагаемом курсе впервые систематически изучаются две новые линии: «Элементы стохастики» и «Занимательные и нестандартные задачи». О последней из них и пойдет речь.
Программа предполагает обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию и т.д. Но особенно хотелось бы выделить три типа заданий, систематическая работа с которыми в течение учебного года позволяет повышать уровень развития логического мышления у первоклассников.
Установление закономерности и продолжение ряда по этой закономерности
В учебнике уже с первых уроков детям предлагаются ряды геометрических фигур и даются задания:
- Найди закономерность. Назови и нарисуй еще несколько фигур в каждом ряду.
- Чем каждая следующая фигура отличается от предыдущей?
- Что общего у фигур на каждом рисунке? Назови общие признаки фигур. Куда можно дорисовать новый предмет? Какая геометрическая фигура здесь лишняя?
По мере изучения натурального ряда чисел фигурный ряд меняется на числовой:
- Продолжи ряд: 2,4,6 . ; 3,6,12 .; 20,18,16 .; 9,10, 4,12 .
Решение арифметических ребусов и числовых головоломок
Работа с этим типом заданий начинается при изучении сложения и вычитания чисел первого десятка. Предлагаемая учебником система заданий построена по принципу нарастания сложности. Вначале предлагаются головоломки, в которых содержится одно арифметическое действие, затем количество действий увеличивается. В дальнейшем предлагаются числовые головоломки, имеющие несколько вариантов решений.
- Поставь вместо * знак «+» или «-»:
2 * 4 = 6; 9 * 9 * 4 = 4.
- Преврати запись в верное равенство. Поставь вместо * знак «+» или «-»:
5 * 4 * 3 * 2 * 1 = 3.
Сколько ты нашел способов выполнить задание?
- Вставь числа, чтобы равенство оказалось верным:
* + * = 5; 5 + * = 7.
- Запиши верные равенства и неравенства. «*» - это один знак в записи числа.
1* - 3 = *; * + 5 = 1*.
- Сравни не вычисляя:
а + 3 * а + 13; 17 - 7 * 16 - 6.
- Преврати записи в верные равенства:
2 * см = * дм; 1 * см = * дм 4 см.
- Как из 8 палочек сложить прямоугольник? Сколько есть способов решения этой задачи?
- Во дворе гуляли 10 детей: мальчики и девочки. Девочек было меньше, чем мальчиков. Расскажи, сколько мальчиков и сколько девочек могли гулять во дворе.
Классификация с различным основанием
Важное место в курсе отведено заданиям, направленным на формирование такой операции мышления, как классификация. Работа также начинается с практических заданий, выполнение которых связано со знанием геометрических фигур. В первой части учебника на уроке 2 авторы предлагают разбить фигуры на группы и определить, по каким признакам это можно делать. Сквозные герои стимулируют учеников к решению таких задач и помогают им выполнять различные действия.
- Помоги Пете разбить фигуры на группы. Положи красные квадраты на красную «полку», а зеленые - на зеленую. Каких фигур больше (меньше)? Расскажи, как сделать, чтобы фигур было поровну.
- Рассмотри рисунки Кати и Пети. По какому признаку они объединили предметы? По каким признакам разбили их на группы? Запиши, сколько всего фруктов на рисунке Кати. Запиши число фруктов в каждой группе.
По мере изучения чисел и действий задания усложняются. Ученики разбивают числовые равенства и выражения на множества по результатам, по компонентам действий, по арифметическим действиям.
Продуктивные методы обучения
Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются разнообразные качества: · быстрота ориентировки в изменяющихся ус ...
История проблемы развития логического мышления учащихся
История проблемы развития логического мышления при обучении математике связана определенным образом с проблемами строгости доказательства в самой науке математике. Известные из истории математики первые доказательства таковыми не являются с современной точки зрения. В древней индийской книге Ганеши доказательство формулы площади круга ог ...