Чаще всего свободное программное обеспечение (СПО) представляет собой программное обеспечение с открытым исходным кодом. Но возможны и исключения.
Разработчик свободного программного обеспечения обязан предоставить доступ к исходному коду только пользователям программы. От него вовсе не требуется выкладывать его на сайт, чтобы познакомиться с ним могли все желающие. Поэтому если какой-либо продукт делается для конкретного заказчика и его широкое распространение не планируется, то вполне может оказаться, что широкая общественность так и не узнает, как именно работает приложение.
Программное обеспечение с открытым исходным кодом можно беспрепятственно изучать. А вот для модификации, распространения или иных способов его использования может потребоваться отдельное разрешение автора.
И совершенно некорректно называть свободное программное обеспечение или программное обеспечение с открытым исходным кодом просто бесплатным. Нулевая цена вовсе не подразумевает передачу пользователю каких-то дополнительных прав и тем более никак не обязывает разработчика делиться с кем-то исходным текстом. Хотя и не запрещает ему это делать.
К тому же свободное программное обеспечение вполне может продаваться за деньги. К примеру, именно таким образом распространяются коробочные версии дистрибутивов Linux. В этом случае покупатели могут получить печатное руководство пользователя и купон на техническую поддержку. Хотя это совершенно не обязательно.
Таблица 2.1. Сравнение типов лицензий программного обеспечения
Платное ПО |
Бесплатное ПО |
ПО с открытым кодом |
Свободное ПО (лицензия GNU GPL) | |
Получение экземпляра |
платно |
бесплатно |
платно или бесплатно |
платно или бесплатно |
Установка на компьютеры |
ограничен |
может быть ограничена |
ограничена |
не ограничена |
Исходный код |
не доступен |
не доступен |
доступен |
доступен |
Распространение |
запрещено |
разрешено |
запрещено |
разрешено |
Модификация |
запрещена |
запрещена |
запрещена |
разрешена |
В ближайшее время перед учителями информатики встанет вопрос использования программного обеспечения для преподавания предмета «Информатика и ИКТ». В случае принятия решения о переходе на платформу Linux учителя информатики получат готовую среду для работы (дистрибутивы AltLinux, разосланные в школы). Если же на компьютерах установлена лицензионная ОС Windows не из пакета СБППО (к примеру, компьютеры закуплены с предустановленной операционной системой), то оптимальным решением будет использование бесплатных и свободных программ для платформы Windows.
Бесплатное и свободное программное обеспечение идеально подходит для сферы образования. Его можно устанавливать на произвольное число компьютеров как в школе, так за её пределами. Можно использовать в компьютерных классах, на рабочих компьютерах учителей, библиотекаря, администрации, домашних и личных компьютерах учителей информатики, учителей-предметников, учеников и их родителей. Ученики могут беспрепятственно устанавливать такое программное обеспечение на компьютеры своих знакомых, друзей. Копирование носителей со свободным программным обеспечением абсолютно легальная операция. Другая отличительная особенность свободного ПО – свобода изучать, изменять и распространять модифицированную программу. Свободные программы распространяются вместе с исходными текстами этих программ. Люди, получившие свободную программу, могут изучить механизм её работы, внести собственные изменения в программу. Им гарантируется право как пользоваться модифицированной программой, так и распространять любым доступным способом свою модифицированную программу. Ученики, интересующиеся программированием, могут внести посильный вклад в доработку любой понравившейся свободной программы. Приведенная ниже таблица (таблица 2.2) составлена на основе дистрибутива Линукс Мастер, в дистрибутивах версий Легкий Линукс и Линукс Юниор некоторые программы отсутствуют. Все указанные в таблице бесплатные и свободные программы для Windows можно найти в сети Интернет[64].
Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой
моторики у детей экспериментальной группы
После проведения педагогического эксперимента мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В таблице 3.2 представлена сравнительная характеристика результатов, полученных ЭГ до и после педагогического эк ...
Методика экспериментального исследования
Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми использовалась методика, разработанная М.И. Лисиной [57, с.41]. Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Материал: игрушки, книги. Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на с ...