В 2008 году государство в рамках проекта «Первая Помощь» поставило во все школы России комплект СБППО. Цель этого проекта – как можно быстрее отвести от образовательных учреждений угрозу преследования по причине использования ими контрафактных программных продуктов. Но эта мера – временная, срок действия лицензий на программы из комплекта СБППО истекает 31 декабря 2010 года. И уже сейчас возникает проблема: а что делать дальше? Что будет после 2010 года?
Существует два решения данной проблемы. Первое – использовать коммерческое программное обеспечение. Положительные стороны: к этим программам пользователи уже привыкли, освоили и давно используют. Отрицательных моментов два: во-первых, стоимость коммерческого программного обеспечения высокая и у большинства школ нет таких денежных средств; во-вторых, имеющийся в школах парк компьютеров морально и физически устарел и зачастую не соответствует системным требованиям предлагаемых в продаже программ.
Второе решение, к которому склоняется большинство в школьном сообществе, – использовать альтернативное ПО. И здесь возможны два варианта: полный отказ от коммерческих программ и переход на свободное программное обеспечение на платформе операционной системы Linux[65] либо использование свободных программ для операционной системы Windows.
Для полноценного преподавания курса информатики и ИКТ программ, входящих в пакет СБППО, было недостаточно. В комплекте не было файлового менеджера, клавиатурного тренажера, моделей из различных научных областей и многих других программ, необходимых для получения соответствующих познаний . Для разрешения ситуации пришлось изучить лицензионно-правовые особенности некоммерческого программного обеспечения с тем, чтобы использовать ПО в учебном процессе не нарушая российского законодательства.
Согласно действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 1225) программный продукт рассматривается как результат творческой деятельности. Творчество в общем смысле – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Традиционно выделяют три вида творчества: художественное (создание новых эмоций), научное (создание новых знаний) и техническое (создание новых средств труда). Таким образом, в связи со спецификой разработки и назначением программный продукт может быть классифицирован как результат технического творчества[6].
В отношении программного продукта возникают следующие права:
- неимущественные (авторские),
- имущественные.
Авторское право (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, статьи 1226-1228) – в объективном смысле – подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам соответственно.
Имущественные права делятся на исключительные и неисключительные. Передавая неисключительные права, автор сохраняет за собой исключительные, к примеру, право распоряжения; в частности, это означает, что договоров о передаче неисключительных прав может быть несколько одновременно. Передавая исключительные права, автор теряет возможность в дальнейшем распоряжаться своим произведением. На практике, заключая договор о передаче имущественных прав, автор оставляет себе простую (неисключительную) лицензию на произведение. В отличие от неимущественных прав, которые являются неотчуждаемыми, исключительные права могут быть переданы другим лицам.
Понятие «Лицензия» появилось в 4 главе Гражданского кодекса Российской Федерации в 2008 году (статья 1233): «Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор)».
Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ результатов проведённой работы
Цель контрольного эксперимента: определение эффективности использования занятий по развитию
уровня коммуникативной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня коммуникативной компетентности
мы повторно использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На третьем этапе работы ...
Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...