А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. В каждом крыле — по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-свет10} махнет другой — станет темным-темно.
Дети отвечали на вопросы
• Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
• Какие это четыре крыла у каждой птицы?
• Какие семь перьев в каждом крыле?
• Почему у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
С помощью отрывного календаря дети самостоятельно определяли время наступления праздников. Календарь помогал осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: ребенка 6-7 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, привыканию к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
В самостоятельной деятельности с детьми были изготовлены листочки календаря на месяц март. Дети самостоятельно выкладывали и вырезали цифры по дням недели, обозначали красным цветом выходные и праздничные дни.
Таким образом, в ходе педагогического процесса в детском саду есть возможность упражнять детей в умении осуществлять деятельность в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—20 минут. В таких условиях дети более организованно занимаются, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают.
Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
• в развитии объекта (события) вычленяется временная последовательность;
• временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;
• последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми;
• действия в заданной последовательности выполняются без модели.
В работе по развитию пространственных представлений в самостоятельной математической деятельности использовали следующую методику:
Так, овладение умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:
• упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.);
• специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно-схематических и графических моделей и схем и т. д.). Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами.
• Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Например, схематически показано, что справа от дерева, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок самостоятельно «наводит порядок», называя пространственные перемещения.
• Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «горячо — холодно».
• Упражнения типа «А что будет, если .» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Возможна схематизация, предложенная детьми.
• Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут.
• Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскостираскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу.
Специфические особенности музыкального образования Донского края
Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др. Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров ...
Основные методологические подходы в педагогике
Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь. 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание о ...