Таким образом, формирующее исследование показало, что при организации систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию пространственно-временных представлений через самостоятельную математическую деятельность при условии создания соответствующей предметно-развивающей среды, можно существенно активизировать детей, повысить интерес к деятельности по ориентировке в пространстве и времени.
дитя дошкольный пространственный временной математический
Цель контрольного исследования: определение уровня сформированности временно-пространственных представлений у детей 6 – 7 лет.
Контрольное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» г. Березники Пермского края, в период с 16.04 по 20.04 марта 2009 г.
При проведении контрольного исследования использовалась та же методика. (Приложение 1).
Ориентировка в пространстве:
Содержание
1. Ориентировка и различение направлений от себя.
2. Ориентировка на предметах.
3. Ориентировка на плоскости листа.
Критерии:
Низкий уровень - 0 – 2 балла дети получают меньше 3 фишек.
Средний уровень – 3 - 6 балла дети получают от 3 до 6 фишек.
Высокий уровень – 7 - 8 баллов дети получают - от 7 до 8 фишек.
Ориентировка во времени:
Содержание:
1.Последовательность частей суток.
2.Представление о календарном времени.
3.Чувство времени.
4.Отношение временной последовательности.
Низкий уровень – 4 балла дети получают меньше 5 фишек.
Средний уровень – 6 – 13 баллов дети получают от 6 до 12 фишек. Высокий уровень – 13 – 16 баллов дети получают 13 - 16 фишек.
Общие показатели
Низкий уровень – 0 – баллов.
Средний уровень – 9 – 21 балл.
Высокий уровень - 22 – 24 балла.
Контрольное исследование показало:
Высокий уровень – 5 человек (32,4 %)
Средний уровень – 12 человек (66,6 %)
Низкий уровень - нет
Приложение 4.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования показал, что на конечный этап исследования детей с низким уровнем развития пространственно-временных представлений нет. С высоким стало – 32,4%; со средним уровнем – 66,6%. Если учитывать, что с высоким уровнем развития сформированности понятий о времени и пространстве на начальном этапе детей не было, а стало 32,4%, с низким уровнем совсем нет, то можно говорить об эффективности проведенного исследования.
Во время проведенного исследования дети Лена Т., Гоша О., Захар С., Саша К. значительно повысили свои знания и умения в области ориентировке на листе бумаги, от себя и от предмета, имеют представления о временной последовательности частей суток, времен года, месяцев. Дети с высоким показателем проявляют повышенную активность в самостоятельной математической деятельности по пространственно-временной ориентировке. Любят работать с картами – схемами, моделями, часто организуют между собой графический диктант, используют самостоятельно секундомеры и песочные часы при планировании своей деятельности в игре или рисовании. Большинство детей верно устанавливают и дифференцируют пространственные отношения: соотносят план и пространство кукольной комнаты, осуществляют тщательный анализ пространственной ситуации, ориентируются не только на очертания предметов, но и на отношения между предметами, заместителями.
Для себя мы сделали выводы:
- Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).
- Рациональное сочетание методов и приемов, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображений их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос в другие ситуации.
Особенности учебной деятельности детей
В фундаментальном исследовании, посвященном изучению общей способности к учению дошкольников с ЗПР, выполненном У.В. Ульенковой (1994), выделены основные параметры сформированное полноценной произвольной деятельности учебного типа. В мотивационном компоненте: интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу и ре ...
Методические основы урока
Общие требования к современному уроку вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирование национального самосознания; формировать у них прочные умения и навыки, способствующие их активному участию в общественном труде; воспиты ...