Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения у детей старшего дошкольного возраста
Тема работы – "Формирование пространственно-временных представлений в процессе самостоятельной математической деятельности детей старшего дошкольного возраста" актуальна, т.к. ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Решая задачу 1, «Изучить и проанализировать литературу по теме исследования» было сделано несколько выводов.
Проблемой формирования пространственно-временных представлений занимались такие педагоги и психологи, как М. Монтесори, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая, Л.С. Выготский, С.Д Луцковская.
Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.
Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.
Формирование устойчивых пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании и соблюдении определённых условий и эффективных средств обучения. Рационально организованное (своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей, при правильном руководстве взрослого) обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.
Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала. Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить занятия с детьми по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Самостоятельная математическая деятельность детей как компонент учебной деятельности, в которую ребёнок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса. (10, 14)
Самостоятельная деятельность детей заключается в том, что ребенок может проявлять самостоятельность при выборе игрового материала или игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов.
«В ходе организационного обучения ребенку передается лишь небольшая часть социального опыта. Затем багаж знаний пополняется, благодаря любознательности и активности самого ребенка, но только если создаются условия для удовлетворения его познавательных интересов». (1, 5).
Решая задачу 2, «Выявить количественный и качественный уровни сформированности пространственно-временных представлении»была подобрана методика и выявлены критерии по развитию временных и пространственных понятий.
Решая задачу 3, «Определить и апробировать систему работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную математическую деятельность» была осуществлена систематическая работа с активным участием детей в самостоятельной математической деятельности и с обогащением предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе
субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Якиманской он - лишь субъект познавательной ...
Анализ содержания образовательных программ для
дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие с ...