Таким образом, была выявлена специфика общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми. Дети с общим недоразвитием речи проявляют меньший интерес ко взрослому, чем их сверстники с нормальным речевым развитием. Наиболее комфортно дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи чувствовали себя в ситуации ситуативно-делового общения. Оно оказалось ведущим у троих детей с общим недоразвитием речи. У них отмечались как несоциальные, так и социальные высказывания ситуативного характера. Лишь один ребенок инициативно обращался ко взрослому, задавал вопросы. Однако отмечалась малая продолжительность деятельности, частые отвлечения. Остальные дети редко обращались ко взрослому по собственной инициативе, почти не задавали вопросов, односложно отвечали на вопросы.
У двоих детей с общим недоразвитием речи преобладала внеситуативно-познавательная форма общения. Дети с удовольствием откликались на предложения педагога почитать книгу, но слушали невнимательно несложные тексты, основную суть текста не улавливали. Для испытуемых с общим недоразвитием речи было характерно невнимание к словам партнера: дети задавали вопросы, но, не выслушав ответа, ставили новые, игнорировали реплики взрослого, продолжая говорить на интересующие их темы. Только у одного ребенка обнаружился интерес к внеситуативно-личностному общению со взрослым. Беседа выявила выраженную заинтересованность в контакте со взрослым, что проявилось в появлении большого количества инициативных высказываний, которые не всегда были адекватны общей логике разговора.
Следует отметить, что во время беседы детей с общим недоразвитием речи со взрослым испытывали некоторое смущение, неловкость перед собеседником, прятали глаза, теребили пуговицы на одежде, однако указанные поведенческие реакции достаточно быстро и самостоятельно преодолевались ими. Дети достаточно легко вступали в контакт, не проявляя при этом выраженной заинтересованности в нем. Во время беседы испытуемые отвечали точно на поставленный вопрос, предпочитая в основном односложные ответы. Вместе с тем в ряде случаев в дополнение к односложному ответу двое детей давали развернутые пояснения, добавления, что свидетельствовало о стремлении детей быть понятыми, т.е. испытуемые выполняли дополнительное коммуникативное действие с целью достижения взаимного понимания. В данном случае между односложными ответами детей и реакцией взрослого на них появлялось дополнительное высказывание, уточняющее ответ.
В ходе исследования общения детей с нормальным речевым развитием со взрослым были зафиксированы единичные реплики инициативного характера, соответствующие логике беседы, что отсутствует у детей с общим недоразвитием речи.
Результаты исследования позволили сделать вывод, что процесс и основные формы общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по основным параметрам развития, отстают от показателей детей с нормальным речевым развитием, т.к. для этих детей в большинстве характерна внеситуативно-личностная форма общения.
Для наглядности данные результатов исследования общения ребенка со сверстниками представлены в виде диаграммы.
Данные результатов исследования межличностного общения детей
Передача информации:
1) использование этикетных речевых формул,
2) установление контакта,
3) выражение своего настроения,
4) поведение в разговоре,
Восприятие информации:
5) умение слушать и слышать собеседника,
6) умение контролировать собеседника в контакте с ним,
7) отношение к неэтичным выражениям собеседника,
8) понимание эмоционального настроя.
На этом рисунке представлено количество детей, показавших 100 % успешность в выполнении задания.
Таким образом, на данном этапе исследования дети с общим недоразвитием речи оказались неспособными проявить себя в игре самостоятельно. Анализируя данные исследования общения ребенка со сверстниками следует отметить, что дошкольники с общим недоразвитием речи используют и понимают более "простые" средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды). В репертуаре невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами в меньшей мере мимикой и взглядами.
Опыт учителей иностранных языков
Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в ...
Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...