Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы.
1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели.
Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний; выработку и совершенствование умений и навыков.
До недавнего времени младшим школьникам предлагались самостоятельные работы, направленные, как правило, на закрепление и совершенствование ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Практика, однако, показала, что учащимся начальных классов вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний.
При использовании самостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель тщательно продумывает план этой работы, которой может быть записан на доске, на большом листе бумаги либо на карточках. В соответствии с этим план делится на два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь пересказать.
Однако в этой самостоятельной работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде. Поэтому уровень в такой работе невысок.
К самостоятельной работе следует готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание в учебнике, на доске или на карточке, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод.
Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование умений, навыков, рациональных учебных действий в целом.[7,45c]
Как показывают практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления содействуют такие упражнения, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются 1) указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания, или 2)программа действий, которая определяет, какие операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности.
2. Самостоятельные работы различаются по материалу, над которыми работают учащиеся.
Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами.
Умение работать с книгой-одно из важнейших умений. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценно усвоение знаний. Ученики должны приобщаться к разным видам словарей. На начальных этапах должны использовать словари в учебнике, на дальнейших этапах изучение английского языка следует приобрести полноценный словарь. Неумение работать со словарем приводит к тому, что учебный труд теряет свою прелесть, становится мучением для ученика.[9,265]
Огромное значение работы с книгой во многом объясняется особенностями письменной речи. При восприятии письменной речи в отличие от восприятия устной нет принудительного темпа, нет непрерывности-ученик, читая, может остановиться, чтобы обдумать прочитанное, может возвращаться неоднократно к одному и тому же материалу, изложенному в одной и той же системе, для того чтобы глубже продумать, осмыслить материал или отдельные. Наиболее трудные для понимания части.
В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами; разрезная азбука; счетный материал-палочки; трафареты овощей, животных и т. д.
Дидактический материал может быть трех видов: Один-служащий для закрепления и повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой-пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей впереди помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий-не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.
Обучающие организации
Иногда термин «обучающие организации» используют для обозначения компаний, действующих в высокотурбулентной (нестабильной) среде, которая требует постоянной трансформации производственных методов и которая с целью обеспечения основы для внедрения новых методов регулярно проводит обучение и подготовку своих служащих. Таким образом, состав ...
Методика работы с геометрическими образами
Работа с геометрическими образами при усвоении математики предполагает значительную нагрузку на интеллект, поэтому «насыщение» урока учебным материалом, требующим работы с образом, должно опираться на четкое осознание учителем того, какой тип заданий он предлагает ученику. Таких заданий в геометрии используется много. Они содержатся в уч ...