Значение самостоятельной работы для самообразовательной деятельности

Страница 1

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Самостоятельной работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни.

Как показало наше исследование, самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает два этапа:

1-подготовительный, ориентировочный;

2-исполнительный.

1(подготовительный) этап знакомства с заданием, ориентировки в нем состоит в том, что ученик, выслушав задание, читает, переводит текст, запоминает основные положения и т. д. В ходе этой ориентировки ученик осмысляет его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого задания и действия.

2(исполнительный) этап заключается в том, что ученик, поняв задание и составив план действий, выполняет и проверяет его.

Полагаем, что целесообразнее проверку выполненного задания выделить в отдельный структурный этап, а именно 3(проверочный) этап, который заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее (устанавливает, правильно или нет, выполнена), т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входит: анализ задания, поиск способов осуществления задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.

Самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Т.о. можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом.

К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков деятельности. Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": 1) По его мнению, для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; 2) Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации

3) Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; 4)Самостоятельная работа отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н.А. Рубанин говорит, что беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю.

В последнее время по вопросу о том, что следует понимать под самостоятельной работой, было много споров.

Некоторые авторы считают самостоятельной работой даже ответы учащихся на вопросы учителя. Нельзя отождествлять самостоятельную работу и самостоятельность. Самостоятельность- качество личности, самостоятельная работа-метод учебной работы.

Так, самостоятельная работа является, с одной стороны, выражением еже достигнутой самостоятельности, с другой - средством дальнейшего развития самостоятельности.

Страницы: 1 2 3


Система работы по формированию правильного темпа речи
Система формирования произносительных навыков глухих осуществляется в условиях широкого применения звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей использование остаточного слуха глухих школьников на всех уроках. В программе определено содержание специальной работы по произношению, осуществляющееся на индивидуальных занятиях. Формирование пр ...

Типология неуспевающих школьников
Прежде чем рассматривать особенности проявления неуспеваемости у отдельных типов учащихся, дадим общую характеристику. В работах П.П. Блонского, И.В. Дубровиной, Н.И. Мурачковского указывается, что неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru