Как любой вид деятельности, письмо представляет собой сложную организацию взаимосвязанных и взаимообусловленных операций. При этом частные операции в системе деятельности направлены на решение частных задач, приближающих достижение главной цели. В свою очередь, достижение главной цели удовлетворяет актуальный для индивида мотив, без которого индивид и не приступил бы к осуществлению деятельности. Следовательно, для того чтобы овладеть письмом, а также правилами орфографии и пунктуации, у носителя языка должен сформироваться стойкий мотив достижения определенной цели, недостижимой без умения писать грамотно [42, 132].
Письмо - это сознательная форма речевой деятельности. Основоположник нейропсихологии и нейролингвистики Александр Романович Лурия сформулировал основное отличие усвоения письменной речи от устной: "Если устная речь усваивается чисто практически, "живым прилаживанием" к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго остается неосознанной, то письмо уже с самого начала является осознанным актом, произвольно строящимся в процессе специального сознательного обучения".
Необходимым условием формирования сознательного отношения к речи и овладения письмом является психофизиологическая готовность ребенка. Характеристика психофизиологической готовности ребенка к обучению письму приводится как в специальных вузовских учебниках (Дубровинская, Фарбер, Безруких; Семенович), так и в научных публикациях физиологов, педагогов и нейропсихологов. Исследователи отмечают, что трудности в начальный период овладения письмом (вплоть до дисграфии) обусловлены разнообразием операций - функциональных компонентов письма.
Письмо характеризуется сложным психологическим содержанием, т.е. предполагает серию взаимосвязанных операций с хранимыми в сознании образами морфем и слов. Это сложная функциональная система, состоящая из многих звеньев - функциональных компонентов. А.Р. Лурия так определил психологическое содержание письма: "В его психологическое содержание с необходимостью входит звуковой анализ подлежащего написанию слова, уточнение фонематического состава этого слова, сохранение порядка входящих в него звуков. Этот процесс в значительной мере сводится к превращению отдельных звуковых "вариантов" в четкие устойчивые фонемы и к анализу их временной последовательности".
Овладение грамотным письмом - одна из важнейших задач изучения русского языка. Проблема грамотности волновала ученых в разные периоды. Впервые в период грамматизма - антиграмматизма было сформировано содержание понятия «орфографическая грамотность». Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания [24. - С. 25].
Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова и других, а также советских методистов и психологов - М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.
Так как правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения.
В школе обучения языку, письму и правописанию, должно быть поставлено так, чтобы учащиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы они, понимали, что письмо — важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.
Воспитание у учащихся серьезного, внимательного отношения к слову и его письменному оформлению, установление в школе и в классе определенного орфографического режима, постоянная забота о культуре письма - вот минимальные и в то же время обязательные требования к школьному обучению письму [49. - С. 17].
Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных
технологий в педагогическом процессе
Применение средств КТ в современном образовании основано на дидактических принципах, свойствах и особенностях их использования. Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Они понимаются как исходные п ...
Сущность системы образования
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1.Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2. Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3. Учебный процесс - как вид социо-культурной деятельности. Система образова ...