Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения

Структура образования » Результативность обучения письму в разных образовательных системах » Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения

Страница 3

Для того чтобы понятие могло выступить в функции регулирующей основы практических умений, необходимо выявить, проанализировать и обобщить отраженную в нем связь между объективными свойствами предмета и способами его преобразования. Способы такого анализа понятий, входящие в структуру учебных действий, являются таким же необходимым компонентом содержания развивающего обучения, как теоретические знания и опирающиеся на них практические умения. Здесь еще одно принципиальное отличие этого обучения от традиционного, в содержании которого учебные действия либо вообще не представлены, либо включены в качестве особых умений, не связанных со специальными предметными знаниями.

Решение основной задачи развивающего обучения в начальной школе – формирование учебной деятельности школьников – обеспечивается главным образом в процессе формирования орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа русского письма. Осознание и последующая конкретизация этого принципа предполагает усвоение понятий, отражающих связь между морфосемантической структурой слова и строением его звуковой оболочки. Логическим завершением этой работы является анализ слова как части речи. Усвоение соответствующих понятий позволяет, с одной стороны, поднять на более высокий уровень деятельность учащихся, а с другой стороны – сформировать у них представление о языке как целостной системе, т.е. решить одну из важных образовательных задач начального курса родного языка. Наконец, задачи развития речи требуют выделения и усвоения ряда базовых синтаксических понятий, а также некоторых сведений из теории речи.

Нельзя при описании курса русского языка в системе развивающего обучения не коснуться психологических особенностей, влияющих на формирование курса.

Как уже отмечалось, вся проблема заключается в том, чтобы выработать механизмы грамотного письма. От ответа на этот вопроса зависит построение методики обучения.

Если правы «грамматисты», считающие, что в становлении грамотного письма принимает участие мышление, методика обучение должна быть связана с изучением грамматических правил. Если правы «антиграматисты», отрывающие грамотность от закономерностей языка и мышления и подчеркивающие ее чисто механическую природу, методика обучение должна быть иной.

В период, когда возникает «грамматическое направление», и почти до середины нашего столетия господствующим представлением о принципах русского письма является морфологический. Естественно, что построение психологической теории орфографического обобщения основано на этом принципе. Практически это означает, что в основе орфографических обобщений лежат отдельные правила, регулирующие написание отдельных однородных орфограмм (например, окончаний в 1 и 2 спряжении). В силу этого сумма сформированных разрозненных обобщений в голове ученика напоминает библиотеку без каталога. Чем больше по ходу обучения таких обобщений накапливается, тем труднее актуализируется у школьника в процессе письма из множества этих обобщений нужное в каждом конкретном случае.

Принципиально новый этап в построении психологической теории орфографического обобщения связан с пониманием принципа русского письма, разработанного лингвистами фонологической школы.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические основы творчества и творческие способности
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо ...

Учебная задача как предмет эвристической деятельности
Эвристические функции мышления реализуются в учебном процессе как познавательно-продуктивная деятельность по усвоения методов конкретной учебной дисциплины. В ходе такого познания большое значение имеют учебные задачи, которые призваны имитировать реальную действительность, выполняя различные дидактические функции и, прежде всего, формир ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru