Как отмечает В.В. Давыдов[15], психологические и педагогические исследования, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что система народного образования не обеспечивает должного развития детей. Поэтому одно из главных положений концепции обновления образования связано с установкой на то, чтобы образование было направлено на их интеллектуальное, нравственное и физической развитие. По его мнению, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер. Воспитание и обучение можно считать необходимыми факторами развития способностей человека. Первоначально Л.С. Выготский сформулировал гипотезу о том, что обучение детей определяет характер их психического развития.
В школьном возрасте у детей формируются и развиваются новые виды деятельности и связанные с ними способности. Важную роль в школе начинает играть учебная деятельность. В процессе ее формирования школьники усваивают знания и умения иного рода и иными способами, чем дошкольники, - при этом усваивают их по преимуществу в форме целенаправленного обучения, специально организованного учителями.
Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащегося основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.
В школе дети осуществляют общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – учебную. Это коренным образом меняет их положение в обществе – в учебной деятельности дети выполняют общественно значимые обязанности, усваивают важные социальные и моральные ценности (например, детей специально выделяют и оценивают их успехи). Благодаря этому учебная деятельность имеет огромные воспитательные функции.
В процессе усвоения детьми «школьного» материала у них формируются важные операции теоретического мышления (например, рефлексия и анализ).
Однако надо отметить, что не всякий процесс усвоения знаний можно отнести к учебной деятельности, к получению «образования».
Учебная деятельность школьников строится, в соответствии со способом изложения теоретических знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, излагающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождений от абстрактного к конкретному.
Мышление школьников, хотя и имеет некоторые общие черты , однако не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий, образов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.
В учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов. Поэтому обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно «в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний».
Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале. Фиксируя в какой-либо знаковой форме выделенное исходное общее отношение, школьники тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение нужного предмета.
Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...
Принципы и критерии отбора предметного содержания
Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научног ...