Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения

Структура образования » Результативность обучения письму в разных образовательных системах » Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения

Страница 1

Как отмечает В.В. Давыдов[15], психологические и педагогические исследования, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что система народного образования не обеспечивает должного развития детей. Поэтому одно из главных положений концепции обновления образования связано с установкой на то, чтобы образование было направлено на их интеллектуальное, нравственное и физической развитие. По его мнению, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер. Воспитание и обучение можно считать необходимыми факторами развития способностей человека. Первоначально Л.С. Выготский сформулировал гипотезу о том, что обучение детей определяет характер их психического развития.

В школьном возрасте у детей формируются и развиваются новые виды деятельности и связанные с ними способности. Важную роль в школе начинает играть учебная деятельность. В процессе ее формирования школьники усваивают знания и умения иного рода и иными способами, чем дошкольники, - при этом усваивают их по преимуществу в форме целенаправленного обучения, специально организованного учителями.

Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащегося основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

В школе дети осуществляют общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – учебную. Это коренным образом меняет их положение в обществе – в учебной деятельности дети выполняют общественно значимые обязанности, усваивают важные социальные и моральные ценности (например, детей специально выделяют и оценивают их успехи). Благодаря этому учебная деятельность имеет огромные воспитательные функции.

В процессе усвоения детьми «школьного» материала у них формируются важные операции теоретического мышления (например, рефлексия и анализ).

Однако надо отметить, что не всякий процесс усвоения знаний можно отнести к учебной деятельности, к получению «образования».

Учебная деятельность школьников строится, в соответствии со способом изложения теоретических знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, излагающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождений от абстрактного к конкретному.

Мышление школьников, хотя и имеет некоторые общие черты , однако не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий, образов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.

В учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов. Поэтому обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно «в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний».

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале. Фиксируя в какой-либо знаковой форме выделенное исходное общее отношение, школьники тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение нужного предмета.

Страницы: 1 2 3 4


Гигиенические требования к учебному процессу
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Утомление на школьном уроке - естественное ...

Определение уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: исследование уровня коммуникативной компетентности у детей в экспериментальной и контрольной группе. Для выявления уровня коммуникативной компетентности мы использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На первом этапе работы мы изучили межличностные отношения детей с ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru