Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.
Вопросами коррекции заикания занимались многие специалисты (Р.М. Боскис, Н.А. Власова, Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, А.И. Богомолова, А.Г. Шембель, С.С. Ляпидевский и др.). И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская в своих работах большое внимание уделяли вопросам развития речевого дыхания [33, 35].
В своей монографии Селиверстов В.И. отметил, что еще Демосфен, у которого было заикание, в речевых упражнениях большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой целью максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы. Чтобы развить силу и координацию мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие камешки [28, с. 183].
Различные занятия по развитию речевого дыхания с детьми с заиканием, по мнению В.И. Селиверстова, основываются на основных дидактических принципах, адаптированных к детям с речевым нарушением: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности. Групповые, коллективные занятия с заикающимися детьми оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого ребенка с заиканием перед началом и в процессе работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Дидактический принцип систематичности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми. Реализация этого дидактического принципа, согласно которому освоение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и последовательность занятий обеспечивает прочность воспитываемых навыков правильной речи, дыхания у детей с заиканием. В логопедической работе по развитию речевого дыхания с данным речевым нарушением реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно из ведущих мест. Без сознательного и, тем более, активного участия заикающегося ребенка в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких-либо положительных результатах логопедической работы. За редким исключением, дети с заиканием уже с дошкольного возраста осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность. Поэтому цель занятий состоит не только в преодолении самого нарушения дыхания и его проявлений, но и в коррекции связанных с ним особенностей поведения и личности самого ребенка, в необходимости перестройки его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. На занятиях по коррекции речевого дыхания с детьми с заиканием необходимо использовать разнообразные наглядные пособия и технические средства обучения. Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, приобретаемые заикающимися детьми на занятиях, были прочными и обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Не менее существенным принципом является мотивированность обучения. Каждый ребенок должен понимать необходимость занятий. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений дыхания в будущем. Мотивация обучения позволяет последовательно и систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько сложными, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу [21, 28, 31].
Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.
При обследовании речи детей с заиканием, как указывал В.И. Селиверстов, необходимо обращать внимание на место, форму и частоту речевых судорог, на сохранные речевые возможности ребенка, на сопутствующие речевые и двигательные нарушения, на отношение ребенка к своему речевому дефекту и наличие психологических особенностей. Это необходимо для определения объема и направленности последующих речевых занятий по коррекции заикания и в частности, речевого дыхания. Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. В зависимости от полученных результатов этого обследования выбирается преимущественная направленность отдельных речевых упражнений. Так, например, при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые упражнения с гласными звуками, с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи) [28, с. 85].
Особенности проведения соревнований по баскетболу в
общеобразовательных и высших учебных заведениях в РБ
Соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь проводятся в рамках республиканской школьной спартакиады. На первом этапе проводятся массовые соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях, которые организуются и проводятся руководством этих учреждений в соответствии с утверждаемыми ими поло ...
Классификация игр
Видное место в классификации игр, используемых на уроках иностранного языка, занимают труды М.Ф. Стронина. Он считает, что игры можно подразделить на 2 группы: подготовительные и творческие. Подготовительные игры включают грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Они способствуют формированию речевых навыков. Эти игры ...